top of page

Две истории из одной. «Летучая мышь».

Эта серия статей родилась у меня с фразы уже малоизвестной писательницы Мэри Робертс Райнхарт (1876–1958):

«В детективе всегда скрыты две истории: одна о том, что в действительности случилась, а другая это та история, которая происходила так, как нам показалось.».

Причем говорила она даже не о детективе, а о мистерии или тайне так таковой. Ну а уж если я начала с мадам Райнхарт, то сперва открою вам две истории связанные с её именем …

Книги Райнхарт нельзя назвать детективами, но скорее всего интересными для чтения триллерами напичканными всевозможными клише, которые нынче считаются устарелыми и даже неприличными в детективном жанре[1]. Так следует упомянуть самый известный из них – «Это сделал дворецкий!» («The butler did it»). Конечно, этим грешили такие известные в данном жанре писатели как Артур Конан Дойл («Ритуал Масгрейвов») и Герберт Дженкинс («Странная история мистера Чаллонера»), но именно новелла Райнхарт «Дверь» оказалась тем самым перышком, упавшим на уровнявшиеся весы: обвинять в преступлении слуг уже считалось не в моде, а писательница очевидно пропустила эту важную новость. Нет, конечно, фраза «Это сделал дворецкий!» ей не принадлежит. Её создал, вернее укрепил как клише, Тим Келли в пародийном мюзикле «Это сделал дворецкий, припеваючи». Туда он «свалил» всех известных в те времена создателей детективного жанра, включая и Райнхарт с Агатой Кристи. Очень советую прочитать!

Но это лишь первая история!


“Шепот летучей мыши” - первый (немой) фильм 1926 года... и что нам это напоминает?!

Конечно все вы, мои дорогие читатели, знакомы с супергероем комиксов и фильмов … Бэтманом или человеком-летучая мышь! Существует миф о том, что именно новелла Райнхарт «Винтовая лестница» способствовала созданию этого типажа. Это верно, но лишь отчасти. Вдохновителем создателя комиксов Боба Кейна стал фильм «Шепот летучей мыши» 1930-го года – адаптация бродвейской пьесы «Винтовая лестница» 20-х, которая в свою очередь была основана на одноименной новелле Райнхарт.


Но остановимся на самом фильме. Что удивительного и редкого было в этом фильме для Боба Кейна? Почему он так впечатлился тем, что нынче мы считаем скучным? Первое, директор фильма Рональд Вест уже произвел на свет «первенца» по данному сценарию еще в 1926 году. Но это был немой фильм и как многие считают, намного виртуознее. Но в фильме 1930 года Вест применил совершенно новую тогда технологию – звук. Причем фильм был создан в т. н. «до кодовый период» кинематографа – звук только появился, и бюрократы не успели ограничить видео всевозможными запретами.