Найти меня в Фейсбуке [Facebook]:

Личная страничка

  • Facebook - White Circle

Серия "Пока демоны спят"

  • Facebook - White Circle

Сокровенное о Перу

  • Facebook - White Circle

Найти меня В контакте [VK]:

Личная страничка

  • Vkontakte - White Circle

©2019 by Natalie Vargas

  • YouTube
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon

Загадки Оянта Тамбо или «В сказке ложь, да в ней намёк...»

Начало этой статьи ЗДЕСЬ


Часть 3. «Миньга» - древние обычаи на задворках империи.


Чтобы продолжить дискуссию вокруг тайны строительства знаменитого Храма Оянта Тамбо, мне бы хотелось сделать небольшое отступление. Вернее, я приглашаю вас туда, где империя Инков закончила свою экспансию на юг.

«Зачем?» спросите вы.

Чтобы объяснить способ передвижения крупных объектов через пересечённое пространство. Эта статья будет особенно интересна тем, кто никак не может поверить в то, что «примитивные» аборигены вполне обходились без помощи инопланетян и технологий будущего...


Итак, для начала выдам пару фактов: 1. Инки «расширялись» благодаря включению крупных кланов в свои привилегированные ряды. Конечно, они воевали, но значительная часть империи выросла благодаря объединению влиятельных семей покорённых племён. То есть Инки приняли знания и технологии древних цивилизаций через многочисленные браки с дочерями жрецов и вождей их потомков. Напомню, Инки практиковали полигинию. Дети от подобных браков становились членами семьи правящего Инки-Владыки. С этими детьми в столицу Кузко прибывали и жрецы соответствующего клана, его воеводы, шаманы, и пр. Таким образом Инки не только получали знания, но и способствовали их обмену.


2. Инки распространяли определённый вид «барщины» на все поселения своей огромной империи. Не буду о ней распространяться, но упомяну лишь одну её важную часть. Когда Инки желали что-нибудь построить, починить или установить, они являлись «создателями» идеи. Те, кто брал на себя труд в её осуществлении, относились к подчинённым народам. Так, когда Инки строили дороги все близлежащие деревни обязывались выслать на работы самых сильных мужчин... Вкалывали они бесплатно, но чисто из политических целей, властители-инки кормили «рабочий скот» приличными обедами. Этот труд назывался «миньга». Корни его уходят вглубь веков и не относятся к изобретениям Инков. Это древний обычай, в котором всё население деревни раз в год работало на те семьи, глава которых, например, подолгу отсутствовал в военных походах. Инкам же понравилась идея использования массового труда без необходимости содержать, кормить, одевать и стеречь рабов. Кстати, благодаря испанцам «миньга» сохранилась в своём первоначальном виде. Дело в том, что конкистадоры попытались ввести свои правила «общественных работ», а именно европейский тип рабства. Аборигены сравнили его с «миньгой», прикинули что им больше подходит и укрепились в желании сохранить старый обычай – тоже принудительный, но всё же не столь травмирующий вид труда.

Потерянные следы древних традиций или отголоски забытой истории?

Итак, перейдём к самой «миньге». Она всё ещё наблюдается в очень отдалённых поселениях Южно-Американского материка. Представьте себе, есть племена и народы, от Бразилии до Чили, которые до сих пор собираются всем селом, только затем, чтобы что-нибудь создать, построить... или передвинуть. При чём совершенно бесплатно! Ну, обед, музыка и горячие напитки за счёт хозяев, разумеется! Теперь, дорогие читатели, я с особым удовольствием представляю вашему вниманию Архипелаг Чилоэ - «Место, где обитают чайки»! И люблю я это местечко не только потому, что моя фамилия «Чайкина». Мне удалось попутешествовать по тем примечательным местам, узнать множество жутких легенд о ведьмах и пиратах, и вынести кучу занимательных выводов! Да, да... высокочтимые «кабинетно-диванные историки»! Порой лучше один раз увидеть...

Начну с интересностей, которые мне рассказали сопровождающие меня местные жители (Кстати, я включила их в свою книгу "Чунтэ - зранитель джунглей"):


1. От названия острова произошло имя страны – Чили... Это противоречит «официальной» версии Википедии, однако никто из аборигенов архипелага, похоже, этим не обеспокоен.


2. С древних времён, индейцы архипелага предпочитали быть голыми. Но обнажённость воспринималась пришедшими европейцами как часть падшего и пошлого. Аборигенов заставили одеваться. По крайней мере, они должны были полностью прикрывать себя при посещении «белых» поселений. Но индейцы ничего не знали о том, что такое мокрая и грязная ткань и как им следует следить за здоровьем в условиях её ношения. В результате, индейцы начали умирать от туберкулёза... заражая им и белых умников. Таким образом, первая волна европейской колонизации архипелага к концу 17-го столетия полностью вымерла.


3. В конце 19-го века на острове, был всего один паровоз с двумя совершенно одинаковыми вагонами. Прибывающих на Чилоэ впервые поражали чрезвычайно высокие цены на билеты. «Это за удобства», - отвечали им. - «Но вы можете ехать и по очень большой скидке...» «Но как?», - удивлялись новички, - «места в вагонах совершенно одинаковые!»... «Да», - подбадривали недотёп продавцы билетов, - «но поезд не способен подниматься в горы. Поэтому вам, на таких подъёмах, придётся покидать вагоны и... толкать его!».


4. Если верить преданиям, то предками жителей острова были демоны. Всякая нечисть – это предмет особой гордости аборигенов архипелага. Особое место занимает «Трауко». Нечто вроде нашего Лешего. Особым пристрастием Трауко были… женщины. Он умел обворожить их одним взглядом, после чего внебрачное дитя называли «Трауко»-младшим. Судя по всему, на островах архипелага популяция была очень маленькой и племена просто закрывали глаза на то, от кого женщина приносила ребёнка. Главное, чтобы не от мужчины из одного с ней семейства. От сюда и «происхождение» некоего лесного соблазнителя… Традиция довольно распространённая в подобных условиях, в том числе и в древней Европе.


5. Архипелаг удостоил своим пребыванием Чарлз Дарвин, благодаря которому до нас дошли рисунки с описанием исчезающего быта аборигенов и животных региона. Его работы привлекли замечательного художника Александра Симона. Он оставил ценнейшие зарисовки мумий, которые очень напоминали по характеру мумии Чачапояс (Центральные Анды Перу), о которых будет моя следующая статья.


6. На Чилоэ изготавливаются уникальные трёхструнные скрипки (rabel chilote) из редких пород дерева.


Но довольно о Чилоэ! Вернёмся к «миньге». Только жители архипелага, после испанского завоевания, сохранили «миньгу», но в очень интересной форме! Представьте себе кочевников, живущих в... домах.

«Это невозможно!» в один голос возразите вы.



А вот вам и курьёз! Жители Чилоэ перемещаются... вместе с домами. Они, всем народом с помощью брёвен сложенных салазками, перекатывают целые дома с места на место! И это ещё не всё. Дома «насаживались» на длинные опоры, достигающие порой трёх метров. Более того, аборигены перетаскивают дома (в том числе двухэтажные) не только по большому «Острову Чаек», но и по всему архипелагу! По воде...! Ну чем не бесполезный труд такую тяжесть посезонно таскать?! … Традиция.

«При чём здесь Оянта Тамбо?» - Спросите вы. - «Если посмотреть на карту империи Инков, то данный архипелаг в неё не входит».

М-да. Здесь следует обратить внимание на то, что карты империи были нарисованы уже потомками Инков в колониальное время. Теми, кто пытался возродить забытую историю, но опирался на более поздние источники. То бишь, на данные, которые уцелели после конкистадоров: Империя Инков простиралась от Эквадорского Кито на севере до Чилийской Тальки на юге. Но следует учесть то, что несколько Владык империи доходили аж до Огненной Земли. Обратим внимание на походы первого, но мало известного сына Вайны Капак - Нинана Куйочи (Ninan Kujutji). Сам Инка Вайна Капак прожил около 80-ти лет. Он управлял империей 60 лет и оставил сотни детей! Понятно какой должна была быть разница в возрасте между его детьми.

Рождённый от наложницы до вступления отца на престол, Нинана считался наследником, так как от законной жены у великого Вайны Капак к тому времени не было мальчиков. После смерти Нинаны (85 лет) началась печально известная распря между последними сыновьями Вайна Капак, которая закончилась крахом всей империи. Только ради этого факта нам следует взглянуть на деятельность Нинаны. А вот тут-то и имеется совпадение. Именно он и его сын Локи (Ljoq’i Q’aqja) проложили путь в архипелаг Чилоэ! Что произошло в те далёкие времена можно только предполагать. Аборигены архипелага были рыбаками-кочевниками и Нинана «приучил» их жить в домах. Он обучил их работе с деревом и камнем. Скорее всего, Нинана ввёл «миньгу», а Локи довольно долго работал над учреждением всех необходимых для её выполнения структур. Почему я так в этом уверена? Потому что слово «миньга» - это термин исключительно Инкского происхождения. А благодаря тому, что архипелаг был колонизирован европейцами довольно поздно, структура прочно вжилась в систему традиционных взглядов островного народа. Она превратилась в ритуал, а это должно что-то значить!

Правда на Чилоэ «миньга» ассоциируется только с перетаскиванием домов... Вот здесь-то мне бы хотелось вернуться на родину создателя величия империи Инков – в Оянта Тамбо. А именно, к вопросу о том, как жители такого маленького городка умудрились перетащить столь колоссальные глыбы с одной горы на другую...ответ, наверное, напрашивается сам собой – Традиция «Миньги». Кстати, если глянуть на историю строительства египетских пирамид с тех же позиций и отбросить навязанную теорию о тысячах рабов, то и в этом случае останется только один единственный вывод...


Продолжение статьи ЗДЕСЬ