top of page

Коаийо - земля нисперо и… колдунов

В первые же годы колонизации Южной Америки, католическая церковь взялась за строительство так называемых миссий. По сути, миссия — это церковь с колокольней и несколькими функциональными строениями вокруг её центральной площади. В зависимости от уровня отношений с аборигенами, миссии окружались стеной разной высоты.

Многие миссии строились на территориях известных как территория шаманов или священная земля колдунов. Проще говоря, католики, борясь с древней магией, строили свои «лагеря» в самом сердце языческих ритуалов. Строили затем, чтобы жители местных поселений могли приходить на воскресные богослужения, крестить детей, учиться в школах, бывать на праздничных церемониях и… забыть о поклонении идолам. Миссиям давали имена христианских святых и ангелов. Иногда вокруг миссий образовывались приличные поселения европейцев и христианизированных аборигенов. Так, благодаря миссиям образовался известный город в Калифорнии, Лос-Анжелес.


Церковь Св. Петра. Коаийо, одна из первых миссий на побережь Перу

Мне удалось побывать в одной из старейших перуанских миссий - в Коаийо (Coayllo, d. Cañete), в прибрежных горах прямо напротив приморского района Асиа. Нынче эти места в первую очередь известны благодаря экспорту нисперо - сочных сладко-кислых ягод желтого цвета. Они очень полезны при артритах, мочеиспускательных заболеваниях и ожирении. Но, будучи завезенными в Перу японцами в качестве орнаментального дерева, культивироваться как фруктовое нисперо стало совсем недавно. В 1990-х годах. В тех же годах, когда фермеры поняли, насколько выгодно выращивать это дерево, в Коаийо был основан Праздник Нисперо. Праздник похож на большинство латиноамериканских празднеств, но с одной местной тонкостью: городок расположен у подножья высокого холма. Скажем метров 200. Там, на его пике установлена маленькая часовенка.



Вулкан Ко. С вершины, от-туда где возвышается маленькая часовня, молодые люди бегут вниз...

В начале октября, в разгар Праздника Нисперо, молодые люди забираются на холм и… соревнуются в том, кто быстрее сбежит по тропинке вниз. Не скатится, не проедет на заднице, а именно сбежит по крутому склону и при этом не сломает себе шею! Взгляните на фотографию этого холма с «тропинкой», радиус уклона которой около 60-70 градусов… и представьте себе эти бега! Ныне они вошли в вид экстремального спорта! Чистейший адреналин… но корни этого удовольствия исходят из древней легенды о Ко и Змее. Дело в том, что холм вулканического происхождения и ему покланялись как Апу – верховному духу. Имя холма «Вулкан Ко». Однажды огромный змей появился в долине и люди в страхе начали уходить оттуда. Вулкану Ко поклонялось всё меньше и меньше людей. Тогда он вызвал змея на бой и победил, но сражение отняло у него все силы и издав невероятно мощный грохот, Ко умер. Люди вернулись, а земля стала богаче питаясь телом Ко. Понятно, что речь шла об извержении настоящего вулкана в далекие времена, хотя, с другой стороны, земли вокруг него действительно очень плодородны. Так, что пусть молодежь несется по тропинке вниз, а мы продолжим тему колдунов!



Руины церкови Св. Петра, Коаийо.

Итак, Коаийо. Там стоит полуразрушенная церковь Св. Петра построенная в 1560 году – одна из пяти самых первых миссий на побережье Перу. Что было примечательного на данной территории? Молва с древних времен утверждала, что именно здесь жили колдуны способные обратить людей в животных. Коаийо часто упоминается тогда, когда в случаях тяжелых заболеваний, людей везли туда где были лучшие лекари.

Чуть выше в долине расположен «Дворец Уквира», установленный инками в поздний период власти. Абсолютно ничего примечательного в плане архитектуры, но вот недавние исследования показали, что инки в действительности воспользовались уже существовавшими здесь постройками. Значит Коаийо таки был неким важным центром иначе инки не устроились бы там!

Теперь, зачем вся эта преамбула об испанских миссиях? А вот почему. В конце 16го века в Перу прибыл иезуитский миссионер Хесе де Акоста. Составив компанию вицерою Перу, он пересек Анды и один из первых обрисовал заболевания человека на больших высотах. Именно там его вылечила женщина-шаман от внезапно наступившей слепоты. Будучи чрезвычайно образованным человеком, Акоста взялся за детальное изучение культуры аборигенов. В своем труде «Естественная и нравственная история Индий» (1590) он так говорит о перуанских колдунах (я сокращаю перевод):

«… и есть там потомки чародеев, которые чтились вождями инков. Они могли обратиться в любое существо, передвигаться в пространстве на большие расстояния, читать прошлое и будущее, разговаривая с демонами... они могли видеть то, что происходило очень далеко в то же самое время... могли найти потерянные вещи…»

Именно Акоста упоминает наше местечко Коаийо (сокращённый перевод): «… для ритуалов они использовали особые масла, за которыми надо было идти в провинцию Коаийо, Манчай или в Гварочири…»

Конечно же Акоста считал всё это ересью, но при этом заметил, что даже сами испанцы пользовались услугами перуанских колдунов для того, чтобы узнать, как лучше совершить ту или иную сделку как в торговле, так и в политике.

Когда я посетила Коаийо, я конечно же спросила местных жителей о том, помнят ли они что-нибудь о своих великих предках-колдунах? А если да, то о каких снадобьях говорил Акоста? Ничего вразумительного в ответ. Тогда возникает естественный вопрос: остались ли в Перу шаманы, которые владеют теми «легендарными» способностями, и самое важное, верю ли я сама в россказни иезуитского миссионера 16-го века? Отвечу вам одной историей, которую рассказала мне работница известного частного музея археологических коллекций. Полный вариант рассказа вошел в мою будущую книгу «Чунтэ – зов вайруру», которая является продолжением изданной в прошлом году «Чунтэ – хранитель джунглей»:

… Несколько лет назад моей подруге довелось работать со странной куклой. Нашли её в известном месте древних ритуалов. Как могло на первый взгляд показаться, это была обычная детская кукла, уродливо сшитая из тряпочек. Но тот, кто принес ей куклу для исследования, обратил внимание на волосы этого вышивного создания: из волоса какого животного они могли быть изготовлены? «Кукла вуду» сразу подумалось работнице, но она отмахнулась от неприятной мысли… За пару дней её состояние странным образом ухудшилось, и ей пришлось взять работу на дом. Это самое тряпичное существо. Вскоре начали приходить результаты из хим. лабораторий на состав материалов, из которых была изготовлена кукла. Пришел ответ и о волосах. Они были человеческими. Это значило, что она должна была быть «участницей» важных ритуалов и скорее всего с человеческими жертвоприношениями. Девушка тут же позвонила археологам, нашедшим куклу. Те подтвердили место находки - захоронение женщины, богато одетой с принесенными в жертву молодыми людьми…

Тряпичные существа... их изготавливали исключительно при похоронах.

Вскоре стало ясно: это была могила могущественной ведьмы! Но, увы, состояние моей знакомой существенно ухудшилось. Ей пришлось приостановить работу из-за постоянной усталости и неспособности сосредоточится. Однажды, в одно такое утро она на силу вылезла из дома и приплелась в парк. Там свалилась на скамейку. В каком часу это случилось она не помнила, но она услышала над собой голос: «Вы столкнулись с очень плохим человеком». Девушка открыла глаза. Перед ней стоял совершенно неизвестный ей человек. Тот продолжал: «Хотя нет, погодите! Это нечто, что принадлежало колдуну… женщине… данный предмет участвовал в кровавых ритуалах и несет на себе проклятие… нечто подобное кукле с вшитыми человеческими волосами…» Последняя догадка незнакомца ошеломила мою подругу! О том, кто с ней разговаривал и как ей удалось избавиться от недуга, вы узнаете из книги «Чунтэ – зов вайруру» а пока, дорогие мои читатели, лишь скажу: мне доводилось предсказывать будущее. Происходило это совершенно случайно в разговоре с незнакомыми мне людьми. «Просветление» или «видение» подобно электрическому шоку, после которого наступает кратковременная дезориентация. Состояние крайне неприятное, если учесть, что я предпочитаю владеть собой даже при употреблении алкоголя. Более того, сознание как бы «самоудаляется» от реальности, от близких, друзей, от важных вещей и событий. Нет, это не «состояние бога», когда чувствуешь себя «выше человечества», но какое-то ощущение «стерильности», будто из тебя вытряхнули душу… Проще говоря, люди, посвятившие себя пророчеству, должны иметь дело с постоянным состоянием «полета» к которому надо адоптироваться. Это требует непрерывной работы над собой и самое главное, необходимо духовное и физическое «место», в котором уязвимый во время ритуала шаман может чувствовать себя в абсолютной безопасности. Да, подобные возможности реальны, но они чреваты в первую очередь тем, что колдун уходит в иную реальность, где человеческая жизнь теряет всякую ценность, превращаясь в инструмент для достижения цели наиболее коротким и безболезненным для самого шамана путем …

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page