Магия цвета. Часть 1. Текстиль древнего Перу.


Известно, что тяжёлый физический труд, который требует большого расхода энергии, не делает человека умнее. И я говорю не о современном «ворк-аут» для бодибилдинга, а о деятельности, которой человек издревле занимался из необходимости: фермерской, горнодобывающей, обрабатывающей и пр. Кому принадлежала прерогатива добывать и охранять? Безусловно сильнейшей половине человечества… в целом, конечно. Что же доставалось женщинам? Уход за детьми, приготовление еды и прочая домашняя возня… Но так ли всё это просто? Можно, конечно, утверждать, что цивилизации вырастали на войне и торговле, а значит на силе и деньгах. Сила, разумеется, военная – лучшие техника и оружие, достаточное количество боеспособных людей и прекрасная организация ведения боя, рейдов и разведки. Как насчет «денег»? Понятно, что в древности торговля была обменной. У вас есть много рыбы, а мы уже не можем есть наши бананы. Вы знаете, как построить ирригационную систему в нашей пустыне, а мы неплохо разбираемся в металлургии. И так далее. Люди всегда обменивались товаром и знаниями. Кстати, о знаниях!

Еда – это то, что является первой необходимостью в выживании человека и животных. Борьба за территорию с плодородной почвой для выращивания злаков, фруктов и овощей, источниками воды, и полями для содержания скота – главный механизм развития любой древней цивилизации. Чем больше еды, разнообразной и полезной, тем здоровее и многочисленнее племя… Ну а дальше-то что?! Вот дальше начиналась самая настоящая магия творчества, основанная на образовании и секретах, передаваемых из уст в уста! Здесь я говорю о труде женщин, без которого ни одна цивилизация Перу не смогла бы стать лидером среди окружающих племен.


Вышивка унку. Паракас. Возраст не менее 2х тысяч лет.

Я говорю о текстиле, создании красок, пряже, вышивании и пр. Не секрет, что человечество управляется модой. С древних времен вожди и короли выделялись прежде всего тем, во что они были одеты… В Перу этой работой занимались женщины и уровень их знаний ценился на вес… человеческой жизни! Я не шучу… но давайте по порядку.



Алхимия древности.

Работали с текстилем исключительно женщины. [1] Безмерно тараторя между собой, они ловко раскладывали пряжу по своим местам в «лаборатории» просторного двора. Шум и галдеж, смех, песни… тонкие голоса молодых андинок наполняли двор особой энергией жизни. Старейшие из женщин, наоборот, молчаливы и даже суровы. В ярких одеждах, сосредоточенные, тщательно прощупывающие пряжу своими коротенькими сильными пальцами, они напоминали мне тех гномов-алхимиков, о которых распространилось так много колдовских легенд в Европе. Всё, что нужно для работы расставлялось по определенным для каждой части местам. Не на столах. Их не было. Но камни различного цвета мозаикой укладывались на земле так, чтобы необходимый компонент покраски не потерялся среди массы керамической посуды: горшков c листьями различных растений; кувшинчиков с мочой, соками и еще какой-то перебродившей смесью; тарелочек со сложенными лимончиками-лаймами, семенами и корнями растений; мисочек с солью и различными порошками… Причём посуда тоже имела свою особую роспись в зависимости от того, что в ней хранилось. Посредине расположилась огромная плита, сделанная из глины. На ней громоздились огромные чаны с варевом из листьев. Всё как положено в алхимической лаборатории! …




Магия цвета.

Итак, начнем мы с покраски пряжи. Нет, нет, дороги читатели, «покрасить» что-либо не так уж и трудно, но вот создать нечто красочное и при этом неразрушимое временем… Вот в чем тайна древних лабораторий! Это настоящая наука и… абсолютная тайна. Деревни, в которых знали и хранили секреты покраски оставались нетронутыми врагами даже во время самых кровопролитных войн.

В первую очередь, пряжа отбиралась либо для создания ткани одежд, либо для нитей вышивки. Более того, одежда и вышивка делились на повседневную, сакральную и посмертную - она вымывалась и прялась в строгом соответствии со своим назначением! Женщины-жрицы часто присутствовали при подобных процессах словно при исполнении таинства. Причем каждый процесс имел собственное название и курировался посвящённой ему женщиной: «Рутуй» - выбор пряжи, «Тисай» - рыхление или отчистка волокна, «Тиньий» - покраска, «Кантий» - сучение и создание нитей различной толщины и крепости, «Айвий» - прядение… Всё определялось старейшинами мастерских – количество, качество, яркость, оттенки.



Букашка вонючая и вредная…

Для передачи цвета с различными оттенками используются «начальные» компоненты и «дополнительные». Одним из наиболее ярких во всех смыслах этого слова примеров может послужить создание красных и лиловых цветов. В отличии от Европейского способа получения красного пигмента из киновари – весьма токсичного и опасного для здоровья – аборигены Американского континента нашли самый необычный способ его создания. Итак, познакомьтесь с источником одного из самых ярких красок мира… тлёй. Вернее, её родственником, паразитирующем на листьях кактусов – коченилью. Надо сказать, что вид заболевших «лопастей» растений отвратителен как проказа. Листья покрывают мертвенной белизной с тёмно-серыми вкраплениями, похожими на опухоль. Не знаю, как люди додумались до такого, но способ оказался гениальным! Они собирают это насекомое, высушивают, измельчают в ступе и варят. Это фиолетовый цвет. Теперь, если в пигмент добавить соль на ваших глазах пряжа приобретает ярко-алые оттенки! А если смешать пигмент с соком лимона – насыщенно-оранжевый. Существует еще способ получения оттенков охры из коры дерева янали. Но оно произрастает медленно и только в высокогорных районах, а посему очень дорогое удовольствие. Тонá от фиолетового к синему создаются путем добавления в кочениль оксида железа. Можно также сварить листья «авайпили» в качестве первого компонента с дальнейшим добавлением двухнедельной мочи после того, как пряжа настоится… С мочой смешивается и варево из лишайника для создания коралловых оттенков. К слову сказать, моча не является так таковым красителем, но выступает в качестве фиксатора. Кстати, до недавнего времени, её использовали и для покраски пасхальных яиц...

Для создания зеленых тонов особого внимания заслуживает дерево под названием Чилька. Это магическое растение, корни, корá, листья и цветы которого используются в ритуалах, лечении и… покраске. Чилька достойна отдельной статьи. Здесь я только только отмечу, что из него шаманы до сих пор производят галлюциногенные вещества и противовоспалительные лекарства.



Броские сочные цвета и оттенки ритуальных одежд дошли до нас через тысячелетия после их создания! К сожалению, не все секреты сохранились. Синтетическая технология практически уничтожила память о том, как пряжа красилась и при этом не была вредна здоровью человека. Только недавно, благодаря интересу к экологически чистому производству (ака старинному ) традиционные мастерские вновь начинают приобретать жизнь.


Читайте продолжение статьи ЗДЕСЬ



[1] Отрывок из книги «Чунтэ – зов вайруру»

Найти меня в Фейсбуке [Facebook]:

Личная страничка

  • Facebook - White Circle

Серия "Пока демоны спят"

  • Facebook - White Circle

Сокровенное о Перу

  • Facebook - White Circle

Найти меня В контакте [VK]:

Личная страничка

  • Vkontakte - White Circle

©2019 by Natalie Vargas

  • YouTube
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon