top of page

Магия цвета. Часть 1. Текстиль древнего Перу.


Известно, что тяжёлый физический труд, который требует большого расхода энергии, не делает человека умнее. И я говорю не о современном «ворк-аут» для бодибилдинга, а о деятельности, которой человек издревле занимался из необходимости: фермерской, горнодобывающей, обрабатывающей и пр. Кому принадлежала прерогатива добывать и охранять? Безусловно сильнейшей половине человечества… в целом, конечно. Что же доставалось женщинам? Уход за детьми, приготовление еды и прочая домашняя возня… Но так ли всё это просто? Можно, конечно, утверждать, что цивилизации вырастали на войне и торговле, а значит на силе и деньгах. Сила, разумеется, военная – лучшие техника и оружие, достаточное количество боеспособных людей и прекрасная организация ведения боя, рейдов и разведки. Как насчет «денег»? Понятно, что в древности торговля была обменной. У вас есть много рыбы, а мы уже не можем есть наши бананы. Вы знаете, как построить ирригационную систему в нашей пустыне, а мы неплохо разбираемся в металлургии. И так далее. Люди всегда обменивались товаром и знаниями. Кстати, о знаниях!

Еда – это то, что является первой необходимостью в выживании человека и животных. Борьба за территорию с плодородной почвой для выращивания злаков, фруктов и овощей, источниками воды, и полями для содержания скота – главный механизм развития любой древней цивилизации. Чем больше еды, разнообразной и полезной, тем здоровее и многочисленнее племя… Ну а дальше-то что?! Вот дальше начиналась самая настоящая магия творчества, основанная на образовании и секретах, передаваемых из уст в уста! Здесь я говорю о труде женщин, без которого ни одна цивилизация Перу не смогла бы стать лидером среди окружающих племен.


Вышивка унку. Паракас. Возраст не менее 2х тысяч лет.

Я говорю о текстиле, создании красок, пряже, вышивании и пр. Не секрет, что человечество управляется модой. С древних времен вожди и короли выделялись прежде всего тем, во что они были одеты… В Перу этой работой занимались женщины и уровень их знаний ценился на вес… человеческой жизни! Я не шучу… но давайте по порядку.



Алхимия древности.

Работали с текстилем исключительно женщины. [1] Безмерно тараторя между собой, они ловко раскладывали пряжу по своим местам в «лаборатории» просторного двора. Шум и галдеж, смех, песни… тонкие голоса молодых андинок наполняли двор особой энергией жизни. Старейшие из женщин, наоборот, молчаливы и даже суровы. В ярких одеждах, сосредоточенные, тщательно прощупывающие пряжу своими коротенькими сильными пальцами, они напоминали мне тех гномов-алхимиков, о которых распространилось так много колдовских легенд в Европе. Всё, что нужно для работы расставлялось по определенным для каждой части местам. Не на столах. Их не было. Но камни различного цвета мозаикой укладывались на земле так, чтобы необходимый компонент покраски не потерялся среди массы керамической посуды: горшков c листьями различных растений; кувшинчиков с мочой, соками и еще какой-то перебродившей смесью; тарелочек со сложенными лимончиками-лаймами, семенами и корнями растений; мисочек с солью и различными порошками… Причём посуда тоже имела свою особую роспись в зависимости от того, что в ней хранилось. Посредине расположилась огромная плита, сделанная из глины. На ней громоздились огромные чаны с варевом из листьев. Всё как положено в алхимической лаборатории! …