Мумии Чачапояс - культ смерти или путь к жизни? (часть 1 и 2)

Личное историческое изыскание в мистическом прошлом древнего и во многом загадочного народа Перу - Чачапояс


Часть 1. Города Мёртвых.



Места, о которых я хочу рассказать, хорошо известны, но, в силу труднодоступности, их мало кто посещает. Это породило такую ошибку как, например, дата обнаружения водопада «Гокта». Вот что говорит Википедия: «Впервые водопад был замечен в 2002 году немцем Штефаном Цимендорффом во время экспедиции в непроходимом природном резервате»… Помилуйте! Когда древние обитатели гор выбирали подходящие места для основания своих «Городов Мёртвых», они также ориентировались на вид со стороны главной площадки. Так, при вступлении на тропу одного из них, первое, что видит посетитель – это водопад Гокта. Само место было известно европейским путешественникам по крайней мере с конца 19-го века…Итак, что такое «Город Мёртвых»? Кладбище? Некрополь? Да, но не только. Это место медитации и тихого затворничества, являвшегося культом народа Чачапояс. Для того, чтобы понять, что я имею ввиду, нам, пожалуй, следует заглянуть в древний город цивилизации Чачапояс - Куэлап . Что нам о нём известно? Равным счётом ничего! Куэлап, по данным археологов, был создан в первом тысячелетии нашей эры на ровном плато скалы, которыми славятся эти места. Однако, исходя из исследований, город строился и населялся столетиями. Кто создал его? Чачапояс. Но это имя им дали Инки, которое может означать «Люди облаков» (ввиду сложности языка кечуа, перевод имеет разные вариации). Собственное имя Чачапояс нам неизвестно.Один из хронистов, происходивший из этого народа, Педро Сьеза де Леон, донёс до нас одну странную деталь. Он описывал своих предков таким образом: «Они были белокожими и очень красивыми людьми, каких можно было только увидеть. Их женщины были настолько прекрасны в своём изяществе, что многие из них становились достойными жёнами Инков…». Пизарро, испанский конкистадор, покоривший империю Инков, с восхищением писал: «Жены Инков настолько белокожи, а их волосы светлы (темно-русые), что просто невозможно не перепутать их с Европейцами… Сами Инки называли их детьми богов.». На окраине города Чачапояс есть источник «Юну Яку» (Черная Вода) из которой по приданиям, пили женщины этого народа, чтобы стать красивыми. Те же легенды рассказывают, что город был основан испанцами после того, как они не смогли покинуть колдовских мест региона Чачапояс…Как могло случиться, что всё, кроме легенд и руин, полностью исчезло? С приходом испанцев, люди этой культуры практически забыли свой язык, слившись с племенами, к которым их насильно переселили Инки.


Фамильные скелеты


Вроде бы загадочный и прекрасный народ, но первые раскопки некрополей Чачапояс поразили археологов и учёных. Такого многообразия в типе захоронений они никогда раннее не встречали. В самом городе, кости, буквально связанные в охапку вместе с черепами, ютились прямо в стенах города. Будет не лишним заметить, что стены Куэлапа не имеют несущей нагрузки. Они сформированы скалой, обложенной булыжниками. Высота таких «стен» достигает двадцати метров. При приближении к ним возникает чувство колоссальной мощи города, от чего он и получил наименование «крепость». Но оно основано лишь на первом впечатлении… В пустотах, между булыжниками, замурованы кости сотен, тысяч человеческих останков… Более того, в самих домах имелось захоронение в центре здания. Яма. Там хранили скелет… Не труп и не мумию. А скелет! Тело умершего специально очищалось от плоти, все суставы соединялись так, чтобы скелет мог «двигаться» и мертвеца, сложив в три погибели, закладывали в «домашний мавзолейчик». И это ещё не всё! Пробоины размером в монету встречались в более чем трети черепов. Первая мысль – Чачапояс были охотниками за головами. В поддержку этого суждения можно выдвинуть близость нижних джунглей, племена которых с древних времён отличались особым пристрастием к собиранию и мумифицированию голов… Сами Чачапояс, судя по найденным запасам гладких камней величиной с кулак, убивали свои жертвы с помощью пращи. Вспомните библейского Давида убившего Голиафа пращей. Камень, пущенный как пуля, пробивал голову. Праща была общераспространённым орудием в Южной Америке и дыры в головах наводили на мысль о военном нападении. Но более детальное расследование навело археологов на иную мысль. О медицинском вмешательстве. Трепанации. Если это так, то не был ли Куэлап неким культовым центром, куда привозили больных? Ведь в древние времена роль медиков выполняли жрецы… или шаманы. Тем не менее, сам Куэлап не содержал ни одного (известного археологам) захоронения мумий. А вот вокруг города-призрака были обнаружены сакральные места, в которых, на обрывах высоких скал, сооружались целые «города-мавзолеи».



Взгляд на мумии: древность и современность.



Мумии Венцоне

Несмотря на общераспространённое мнение о том, что умершие мумифицировались исключительно ради сохранения тела на случай «возвращения», я взялась рассмотреть эту тему с иной точки зрения. И дело не в том, что отношение к смерти у древнего человека в нашем понимании пугающе примитивно, а в том, что корни многих «подсознательных» воззрений прочно сидят в нас... в очень современных и крайне цивилизованных людях. О чём я? Вот вам пример: есть в Италии замечательный городок с некрополем. Имя ему Венцоне. В течении сотен лет, благодаря грибку Hyphae tombicina, в склепе при соборе Святого Андрея (построен в 15-м веке на месте церкви 6-го века), тела умерших дивно сохраняются. Понятно, что это принималось как чудо и жители создали особую традицию прогулок с мертвецами. Вернее, с мумиями. Даже Наполеон посетил те места ради получения некоего благословения от «чудесных мощей» … Но это считалось исключением до тех пор, пока… 


"Крик" мумии Чачапояс

Во второй половине 19-го века по Европе прошла серия выставок мумий от Этнографического Общества. Среди них были и мумии Чачапояс. Они отличались особой посадкой тел с руками, замотанными вокруг оскалившейся головы так, что ладони закрывали лицо с пустыми глазницами.


Рубища, скорченные тела и искривлённые связанные пальцы создавали иллюзию кричащего ужаса! Это повлияло на таких художников как Поль Гоген («Бретонская Ева») и Эдвард Мунк. Последний, с написанием картины «Крик» начал менять многие свои концепции в сторону… страха.


В фотографии целое течение захлестнуло семьи тех, чьи любимые скончались. Я говорю о «посмертной фотографии» той же Викторианской эпохи.


"Крик" Мунка

Книги начали пестреть темами вампиров и оживших мертвецов. Но особенно эмоциональный всплеск коснулся кино! Самым впечатлительным фильмом стал экспериментальный ужастик «Психо» Хичкока. Последний из наиболее известных фильмов был назван «Крик» где маска «главного» персонажа очень напоминает выражение вопля известных мумий Чачапояс…



Часть 2. Чачапояс – кто они?



Почему меня интерес