Мумии Чачапояс - культ смерти или путь к жизни? (часть 3)*

Личное историческое изыскание в мистическом прошлом древнего и во многом загадочного народа Перу - Чачапояс



Часть 3. Жизнь после смерти.


Для начала, я уточню название места как определения. То, что в русском языке называется «Город Мёртвых» не совсем верно. Вот Инки прозвали захоронения Чачапояс «Уку Якта» - «Поселение загробного мира».  Ведь ни сами Инки, ни иные культуры на территории Перу, никогда не создавали столь массовых захоронений бальзамированных мумий! Этой чести удостаивались только правители.



Таким образом, нам нужно понять, что в представлениях создателей «Городов Мёртвых», умирая, человек как бы переселялся в другую деревню. Нет, здесь не идёт речь о «живых мертвецах» и прочей нечисти апокалипсического модерна в современной кинематографии. Здесь говориться о том, что древний человек совершенно определенно верил в переход из одного мира в другой. Ведь, в первых частях этой статьи мы уже выяснили, что Чачапояс хранили скелеты предков в собственных домах. Это значит, что создание «Городов Мёртвых» не диктовалось необходимостью избавиться от трупов. Сами эти «поселения» действительно достойны внимания. Это дома, часто расписные, в обрывах скал. Не на скалах, а в их отвесных стенах. Многие из таких домов закрывают входы в пещеры, где столетиями складывались саркофаги умерших. Есть захоронения без домов. В таких случаях, расписывается сам саркофаг. Ещё добавлю, что саркофаги Чачапояс изготавливались в виде статуи человека, но, в отличии от древнеегипетских, умерший на растягивался в нем горизонтально, как в гробу, но «упаковывался» подобно плоду в чреве матери… в позе эмбриона.




О смерти.

Известно, что с приближением смерти человек внутренне видит «туннель» в конце пути, и инстинктивно готовиться к этому переходу. Это время, когда он отстраняется от всего. От еды, забот, вещей и даже от близких. Только лишь на некоторое время наступает период «оживления». Человек вдруг желает пообщаться, сходить в гости, вспоминает о неубранной кухне, незаконченной работе, о словах, которые следовало бы сказать, чтобы исправить ошибку или наоборот, обругать кого-нибудь… За несколько дней до смерти, человек смотрит в себя. Он, она… проходит через весь период своего пути, смотря на него со стороны. Это очень важный этап жизни. Нет, я не ошиблась словом. Именно, жизни. В современном мире, принято оставлять стариков где-нибудь в домах престарелых. Они бесполезны, одиноки, и уродливы… Потому-то и фильмы о «ходящих мертвецах» так увлекательны своей гадкой иронией, невежественным страхом и открытой неприязнью. Древние же прекрасно понимали смысл смерти. Это не был уход, это была перемена внутреннего состояния. 


Разрушенный современными посетителями город мертвых

Умирающий обязательно находился в доме, в который сходились все родственники. Они «провожали» не тогда, когда надо было идти за гробом, а именно в дни этого самого внутреннего путешествия к «туннелю». Отсюда и отношение к умершим после того, как они испускали дух. От трупов не избавлялись, а, можно сказать, распределяли по «загробным попечительствам». Проще говоря, они переходили в сферу иного назначения. Одни хранили очаг, иные сопутствовали в лечении, а другие являлись сопровождающими в потустороннем мире. О «хранителях» я уже рассказала в предыдущей статье. О том, что «домашние» скелеты отвечали за притягивание удачи к домам живых, говорят «энги» - пиктограммы, искусно выбитые в камнях стен. Теперь, давайте обратимся ко второму сорту мертвецов.


Город мертвых "Лос Пинчудос"

Города Мёртвых.

Начну с того, что Куэлап – это не единственный город цивилизации Чачапояс. То есть, «Городов Мёртвых» множество. К сожалению, (а может, к счастью) многие археологические места находятся на территориях местных племен, и они не допускают туда не только туристов, но и не каждый археолог может свободно подобраться к древностям. Почему? Приведу пример одного открытия. В середине прошлого века американец Евгений Савой объявил о том, что нашел в джунглях Перу великий город загадочного народа Чачапояс. Будучи миссионером, он вообще-то много чего «нашел» в Южной Америке… Дав имя своей новой находке (по названию реки – Гран Пахатэн), он взялся за «раскопки». Начались они с расчистки. Со стен содрали мох. Насколько изумительным был этот город, говорят те немногие фотографии, сделанные в ходе работ. Его архитектура представляла некий симбиоз между культурами Чачапояс, Тиванако и Чавин. Уникальность этого симбиоза в том, что культура Чавин существовала в первом тысячелетии до н.э., а империя Тиванаку – в третьем столетии до н.э. Да и расстояния между ними приличны. Но взгляните на географическую карту Перу: Чачапояс и Чавин располагались на одной реке – Мараньон… Тиванако лежало у озера Титикака, но «соединялось» с территориями Чачапояс рекой Укаяли, которая впадает в Мараньон. Кстати, смотря на эту карту, обратите внимание, что приток Укаяли, Урубамба , не только соединял озеро Титикака с Чачапояс, но и проходил через обширные земли знаменитой голубоглазой культуры Вари (примерно V-XII столетия н.э.). 



Что произошло с Гран Пахатэн дальше? Пренебрежение к предупреждениям местных жителей о разрушительности сезона дождей и незнание свойств камня, из которого был построен город, привели к его практической потере. Стены, оставшиеся без защитного покрытия мха*, начали разваливаться с катастрофической скоростью . Раскопки свернули к концу 80х и теперь Пахатэн закрыт. Город-призрак вновь поглощён джунглями… Но вот проход к его «Городу Мёртвых» доступен. В народе его окрестили «Los Pinchudos»… хм, как бы это прилично перевести-то?… «Пенисы»… ам… внушительных размеров. Причина столь примечательного прозвища в том, что на саркофагах мужчин древние жрецы ярко изобразили их достоинство в полной, так сказать, готовности. Ну а если добавить к их произведению искусства и высоту саркофагов в 2.5 метра… Воистину, живой символизм :)


* Мох имеет свойство разрушать структуры, на которых он паразитирует. Это, конечно, не относиться ко всем его видам. «Испанский мох», например, довольно жуткий на вид, но совершенно безобиден. Так вот, процесс разрушения состоит в том (здесь я попытаюсь быть проще), что мох проникает в структуры, создавая «поры». В целом, это плохо для деревьев, но вот камень ещё может «жить» долго. В данном случае песчаник. Есть одно «но». Если содрать этот мох, то созданные им поры тут же наполнятся водой. Это всё равно что выдернуть нож из глубокой раны без всякой попытки тут же перевязать её. Живое существо умрет от сильного кровотечения... В случае с камнем, ученые нашли способ его «цементирования». Как мох убирался, поры тут же наполнялись синтетическим веществом... Вот этого-то и не сделали «археологи» Гран Пахатэна. Они просто расчистили здания и оставили их умирать... (прим. автора)



Мумии

Из хроник Инков нам известно, что Чачапояс были не просто шаманами, но сильными колдунами. Меня, как вепса по отцовской линии, это ничуть не удивляет. Понятно, что это умение относилось не ко всем жителям городов Чачапояс, а только к их жрецам. Если взглянуть на перуанский шаманизм, то можно особо отметить практику путешествия вне тела. Это опасно и, во избежание смерти, шаман должен вернуться в своё тело после определенного периода. Тело играло роль якоря для «блуждающей» души.


Теперь допустим, что Чачапояс верили в её бессмертие. То бишь, и после смерти тела душа оставалась нетронутой временем. Да, но как сделать так, чтобы она… не улетела? Нет, не для того, чтобы беспокоить живых. Ведь, самым большим сокровищем у древних являлись знания. А умерший шаман забирал с собой часть истории. Шаманы Перу верят в то, что знания способны «путешествовать» и передаваться не речью, а через общение с духами. Почему бы не допустить, что мумии изготовлялись не на случай возращения души в тело с последующим оживлением трупа (как у древних египтян), но с целью удерживать душу? Мумифицированное тело выполняло роль якоря. В пользу этого предположения говорят не только шаманские практики и охраняющие знаки в «Городах Мёртвых», но и сами места их расположения. Они совершенно не доступны. Чтобы объяснить смысл сказанного, мне придется отступить в мир «Малки´».



Саркофаги Чачапояс

Малки´


Еще "живые" Малки Инков с фотографий 19го века

Коротко говоря, Малки – это мумия предка у Инков. Упакованная не в саркофаг, а обёрнутая тканью приличное количество раз. Археологи называют их коконами. С кечуа «малки» — значит «дух». Какова разница с мумиями Чачапояс? Большая! Малки выполняли роль общественного поклонения. Им отводилось собственное место, мавзолей или пещера, но недалеко от деревни его потомков. В праздники и особые дни, мумию одевали, пристраивали «фальшивую голову», усаживали на площади, или во дворе клана, и устраивали праздник. Считалось, что Малки, будучи посланниками загробного мира, нуждались в особом внимании, иначе беда живым. Поэтому мумиям предлагались лучшие еда и питьё… в буквальном смысле. Люди кормили их! Более того, члены клана обязаны были сохранять иллюзию протекающей жизни Малки. Они переносили их в гости к другим мумиям…

Мумии же Чачапояс находились в полном одиночестве. К ним могли прийти только те, кто знал где они и обладал навыками скалолазания. Короче, чтобы «встретиться» с предками Чачапояс надо было серьезно к ней готовиться…



И снова… об Атлантиде.

Считается, что в Европе мумифицирование было не известно. Это, мол, Египетские штучки. Но вот находка на северных островах Шотландии, в местечке под названием Клаж Хайан*  заставила историков прикусить губу. Она относилась к останкам мужчины (16 в. до н.э.) и женщины (12 в. до н.э.) Мумифицировали их «отмачивая» в болотах в течении нескольких месяцев, а потом погребли в положении эмбриона. Правда, через несколько сотен лет. Более того, некоторые части мумии (вероятно поврежденные) заменяли останками других умерших. Не напоминает ли это «жизнь» Малки? Мумия значительного предка клана играет «важную общественную роль». Мумию даже «реставрировали» во время пользования. Совпадение? Напомню ещё одну интересную деталь. Дома̒ от тех островов до самого Стоунхенджа и по всему побережью Европы, в древности строились круглыми в основании, прямо как у Чачапояс… Могло ли быть так, что традиции каким-то образом пересеклись тысячелетия назад?


3х тысячилетняя мумия местечка cladh hallan (Клаж Хайан) в Шотландии. Удивительное сходство как и с положением мумий Чачапояс так и с круглой формой домов. Немного о местечке: это ряд островов, расположенных на пути викингов в Исландию

«Тю» скажете вы, «зачем древним людям надо было путешествовать?» … ну вроде как примитивные же они, по звездам пути определять не умели, чего там искать «заграницей» не знали… и пр. Вот вам очень яркий, а главное, близкий пример. В 2003 году в Ирландии, в ходе осушки болот Клоникавана были обнаружены мумифицированные тела людей, возраст которых определили IV-II веками до н.э. Это до образования Римской Империи. Почему я это уточняю? Потому, что первый носил «эспаньолку» - бородку и короткие усы. Его волосы были собраны в довольно сложную причёску, которая удерживалась за счет смолы и масла. Геля для волос, говоря современным языком. Подобный материал в те времена мог быть доставлен только из южных территорий совр. Испании и Франции. Рук его найти не удалось, но вот второй, хоть и без головы, имел прекрасный маникюр… Представьте себе, эти модники либо сами завозили, либо «заказывали» импортный товар! А если так, то торговля в древние времена должна была быть очень развитой, так как вкусы древних людей были отнюдь не примитивными!


Северный европеец 4 в до н.э. (далеко не светловолосый полубог!)


*Русский перевод - «Клад-Халлан» - исходит из Английского, а не Кельтского языка, что не совсем верно, так как это название шотландского происхождения. Звук dh в слове cladh hallan звучит как жужжание или "громкое" Х но никак как звук Д. Двойное ЛЛ как и в Испанском - наследнике кельтского - всегда произносится как звук Й  (прим. автора)


*Читайте 1 и 2 части ЗДЕСЬ

Продолжение статьи ЗДЕСЬ

Найти меня в Фейсбуке [Facebook]:

Личная страничка

  • Facebook - White Circle

Серия "Пока демоны спят"

  • Facebook - White Circle

Сокровенное о Перу

  • Facebook - White Circle

Найти меня В контакте [VK]:

Личная страничка

  • Vkontakte - White Circle

©2019 by Natalie Vargas

  • YouTube
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon