Тайна «Сооружения №9» или История одного убийства.*

Личное историческое изыскание в мистическом прошлом древнего и во многом загадочного народа Перу - Чачапояс.

Это четвертая и самая интригующая часть статьи "Мумии Чачапояс - культ смерти или путь к жизни?"


 

Да, дорогие читатели, мы подошли к теме третьего вида захоронений: к ритуальным убийствам. Но подождите! ... не всё так просто! Я расскажу вам почти детективную историю. И начну её с легенды. Впервые её услышал и пересказал замечательный археолог 19го века Адольф Бандельер. Звучит она так: когда-то очень давно великие шаманы Куэлапа вступили в противоборство с кланами шаманов Анкаша и Леванто. Но последние не рисковали вступить в открытое сражение с могущественными ведунами. Они вызвали... колдуна – Чималь Вальки. Жил он в деревне Кемиа на берегу реки Мараньон. Это был поистине сильные маг, который мог перепрыгивать с горы на гору. Именно таким образом он достиг Куэлапа в тёмную ночь, и истребил его спящих жителей своим молотом. Жуткая история, не так ли?! Но несмотря на то, что это миф, на поверхности остаётся явное трагическое событие: в Куэлапе произошла массовая резня... Кто именно был убит нам неизвестно, но мы попробуем найти ответ!



 

Теории

 

Надо отметить, что среди историков имеются существенные разногласия относительно испанских источников о цивилизации Чачапояс. Первая группа верит в достоверность их историй о том, что Чачапояс были «охотниками за головами». В доказательство, они ссылаются на черепа, которые можно увидеть надетыми на некоторые саркофаги. Есть даже утверждения, что Чачапояс имели нечто «родственное» с племенами джунглей – Хиваро. Но вторая половина историков отвергает данные слухи. Во-первых, утверждают они, все эти россказни о человеческих жертвоприношениях достались испанцам от Инков. А те вполне могли сочинить подобные страшилки, чтобы отбить у конкистадоров желание создать с ними союз. Ведь известно, что потомки Чачапояс сразу принялись помогать испанцам в борьбе против Инков. Насчет Хиваро тоже нестыковочка: да, они отрубали головы своих жертв, но черепа, в процессе изготовления «тцанза», выбрасывались в реку или озеро в жертву богам. То бишь, никакого шанса их вторичного использования.

«Ну, а черепа-то?» подхватите вы «Они же всё равно указывают на кровожадность! ...».


черепа, саркофаги, чачапояс
некоторые саркофаги Чачапояс украшены черепами

Европейско-христианское пристрастие к сохранению голов

Да, но и в некоторых христианских литургиях присутствует данный компонент человеческого тела. При этом ничего (кроме догм инквизиции, конечно) в христианстве не говорит о «кровожадности» сей религии.

Итак, в попытках найти «семя правды» историки разумно принялись за раскопки в Куэлапе . Цель – найти останки, указывающие именно на жертвоприношения. Его основным признаком является беспорядочное местоположение костей. В первую очередь, археологи взялись за явное – Главный Храм, который из-за наклона стен («перевернутый конус») прозвали «Чернильницей». Относительно Храма, нам мало что известно, так как серьезных исследований в нём пока не проводилось. Ясно одно – это настоящее произведение строительного искусства! Существует много теорий относительно его назначения, в том числе и практического – резервуар для сбора воды, так как внутренняя камера Храма, по форме, напоминает бутылку. Это вполне объясняло бы отсутствие в Куэлапе приспособлений для доставки в город воды. Но увы, человеческие останки, обнаруженные там, относились к периоду Инков. Скорее всего, те, удерживая город в повиновении, использовали внутреннюю часть Храма в качестве карцера.

Далее, наступил черёд за «Чульпас». Это такие башенки, в которых хранились мумии тех членов семей, которые в целом не имели достаточного авторитета для погребения внутри домов, но тем не менее, принадлежали крупному клану. Безрезультатно! И вот, десять лет назад, ищущие взгляды археологов обратились к довольно странному месту Куэлапа. Находилось оно на южном обрыве скалы, за «Чернильницей». Оно представляло из себя круглое возвышение (около 25м в диаметре) с как бы расступающимися стенами. На Возвышении располагались восемь круглых в основании построек разных размеров. Примечательность данного блока заключалась в том, что его платформа состояла из наиболее крупных камней, отёсанных почти в совершеннейшие прямоугольники. Это указывало если не на древность «квартала», то на его избранность. Судя по тому, как кладка и угол наклона стен Возвышения похожи на архитектуру Главного Храма, можно верно заключить: обе структуры тесно взаимодействовали. Значит обитатели Возвышения имели статус жрецов.

Конечно, наши ученые сразу обратили внимание на колодец, таившийся у основания дома №8. И вот она, удача! В нём было обнаружено большое скопление человеческих костей. Именно костей, а не скелетов... Колодцу дали имя «Сооружение №9».



 

Сооружение №9

 

Примерно 3м в диаметре и 2.5м в глубину (на сегодняшний день), Сооружение №9 окрестили "склепом". Поначалу. В процессе раскопок, ученые поняли, что имеют дело с древним крематорием, при котором восьмой дом играл роль морга и, судя по слоям, очень долго. Исследование фрагментов показало, что в колодце хранились останки по крайней мере 75 человек *. При чём, в большей степени это были юноши и мужчины. Всего несколько девушек. Почему, останки просто утрамбовывали в колодце, а не хоронили? Первая группа ученых сразу провозгласила о наличии ритуальных убийств.

«На лицо многослойность» говорили они. «Колодец не просто заполнялся костями, но каждый слой отделялся от другой прослойкой из камней. Значит, жертвоприношения не имели характер годичного цикла, а скорее относились к таким многозначительным событиям как засуха, или Эль Ниньо...». И действительно, 3 нижних из 17-ти обнаруженных слоев лежали под массивным слоем пепла и угля. Слои 7 и 10 были переполнены костями, когда как слой - 11 почти пуст. Но и это ещё не всё! Среди останков в слое 7, и теми, которые уже утрамбовались под пеплом, практически отсутствовали руки. А вот в остальных слоях – ноги... Всё это подтверждало вышеуказанную теорию: особые ритуалы человеческих жертвоприношений имели разные назначения и исполнялись индивидуально...

*Некоторые допускают максимальное количество захороненных людей до трехсот. Причина такой разницы не только в отличии методов «подсчета», но и в том, что останки исследованы лишь на 7% из более чем 2.5 тысяч фрагментов. (прим. автора)


останки в стенах Куэлапа (моя фотография)

«Но тогда почему этот колодец был скрыт?» сомневалась вторая группа ученых. «Почему Главный Храм не был задействован в столь важном для древнего человека акте?» Они заявили: скорее всего в крематории просто избавлялись от тех останков, которые заменялись новыми.... Дорогие мои читатели, если вы преодолели все предыдущие части этой статьи, то последний довод скорее всего вызвал у вас улыбку... 

Еще одно предположение: это останки собранных после сражений врагов, или вообще, умерших от болезней или погибших при рейдах. Здесь есть одно «но». В Городах Мёртвых были обнаружены мумии людей со следами ударов. Одна девушка с проломленной головой была похоронена с убитым малолетним ребенком в руках. Нет, умерших насильственной смертью Чачапояс не отделяли от иных. Насчет больных – тоже интересный вопрос.


На сегодняшний день нам достоверно известно, что врачеватели цивилизации Чачапояс обладали совершенными для того времени методами лечения. Просто сравнив человеческие останки Европы и Чачапояс древних времен сразу становилось ясно, что последние умели лечить и были чрезвычайно здоровыми людьми! Но самый большой интерес вызывает прекрасная техника трепанации. При чём, со временем она совершенствовалась от разбивания кости к точному вырезанию. Многие следы отверстий в черепах указывают на то, что больные жили многие годы после операции. При чём, целители проводили и анатомические исследования.


Имеются доказательства того, что трепанацию производили на уже умерших «пациентах», сверля отверстия в разных частях головы... Но мы знаем об этом только потому, что до нас дошли вполне ухоженные мумии. Данных о том, что происходило с телами убитых врагов Чачапояс у нас нет, но основываясь на том, как они относились к мертвецам, вряд ли их тела могли оставаться в пределах Куэлапа.

Нет, Сооружение №9 хранило некую тайну более зловещего характера! Его характеристика уникальна и не свойственна известной нам загробной традиции Чачапояс.


Есть ли у этой истории продолжение? Позвольте мне вас удивить! Её тайна только начала разворачиваться. Продолжение раскопок на территории Возвышенности произвело переворот в суждениях о деле «Сооружения №9» такой амплитуды, что по сей день никто не может с достоверностью сказать, что же происходило в этом странном и зловещем месте...


 

История одного убийства

 

Чтобы продолжить расследование одной из самых древних криминальных историй, мне бы хотелось познакомить вас с «местом убийства». Взгляните на приложенную иллюстрацию. Все здания Верхнего поселения и Южного окончания имеют определенный порядок. Более того, обитатели «Возвышения» пользовались отдельной кухней, а жители Верхнего поселения – довольно обширными зданиями прямоугольной формы. Следует отметить, что «прямоугольность» не свойственна Чачапояс. Как считают историки, эти помещения были спланированы в «поздний период» Инками в качестве хранилищ и мавзолеев. Но отсутствие оснований домов, разрушенных для их постройки, не подкрепляет данное предположение.


Общий итог относительно шагов в строительстве города: застройка южного и северного окончаний планировалась. Вот ближе к центру города дома скучиваются и не имеют определенного плана. Во многих местах, особенно у главного входа, видна перепланировка. Тем не менее, внутренняя часть Главного входа была сооружена намного раньше внешней. Примерно одновременно с «южной» застройкой. О чем нам это говорит? Жители осваивали территории скалы сначала с Южной стороны. Это весьма разумно, так как именно оттуда можно наблюдать за приближением врага к скале. Началось строительство, как и положено в случае многих городов мира, с создания «духовного комплекса» - Храма. Далее, вероятно, из-за отсутствия более-менее надежных ворот, Чачапояс решили обжить наиболее дальний угол скалы, который не только лежал на дополнительной платформе в 11 м. высотой, но и имел естественные узкие проходы. Это внушало оптимизм в плане обеспечения безопасности. Наличие прямоугольных зданий (самое большое 27х8 м) внутри и вокруг Верхнего поселения, говорит о прочном присутствии в городе иной культуры. Такое возможно, например, при обширных торговых связях, когда крупные «иностранные дельцы» получают право строить собственные представительства со складами в городах-партнерах. При чём, только в пределах северной части города. А о чём это говорит? «Верхнее поселение» имело в своих руках административной управление. Оно получало доход от торгового оборота и....все новости окружающего их мира. Именно это и объясняет (по крайней мере для меня) от чего так беспорядочно и довольно некачественно застроилась центральная часть Куэлапа. Население быстро росло благодаря возросшим ресурсам как в товарах, так и в охране города. В 10 в. н.э. жители Куэлапа принялись за устройство внешних «туннелей» Главного и вторичных входов. Но их так и не закончили...