Найти меня в Фейсбуке [Facebook]:

Личная страничка

  • Facebook - White Circle

Серия "Пока демоны спят"

  • Facebook - White Circle

Сокровенное о Перу

  • Facebook - White Circle

Найти меня В контакте [VK]:

Личная страничка

  • Vkontakte - White Circle

©2019 by Natalie Vargas

  • YouTube
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon

Тайна «Сооружения №9» или История одного убийства. (продолжение)*

Личное историческое изыскание в мистическом прошлом древнего и во многом загадочного народа Перу - Чачапояс

Это пятая часть статьи "Мумии Чачапояс - культ смерти или путь к жизни?"


Отверженные

Палеопатологи смогли (с некой достоверностью) заключить, что на месте «Возвышения» было убито и погребено 57 молодых (до 18 лет), 59 взрослых (до 44х лет) человек и одна старуха. Среди молодых - несколько младенцев и довольно большое количество детей от 6 до 10 лет (32) … Думаю, вы сразу обратили внимание на последнее число. Детей-то за что?! На примере практики войн среди многих цивилизаций, дети были самой легко обучаемой раб силой. В отдаленных местах, их также захватывали в собственные кланы для усыновления, чтобы племя не вырождалось. В любом случае, захватчики древних цивилизаций всегда брали детей живыми и невредимыми. Тогда почему в Куэлапе убили и их, да ещё таким же способ что и взрослых? Я подчёркиваю: головы детей были разбиты мощным ударом в голову. При чём, судя по местам повреждений, те пытались бежать или закрыться. Форма расколов на затылках некоторых из них, наводит на мысль о том, что их со всей силой отбрасывали к стенам...


«Минуточку» скажете вы «Так ведь, Инки были известны тем, что истребляли целые поселения в рейдах против бунтующих провинций!»

Увы, дорогие читатели, вы наслушались испанских сказок. Многие ужастики, приписываемые ими Инкам, не имеют под собой никаких археологических доказательств. Более того, если учесть, что дети «Возвышения» относились к благородному роду, то Инки предпочли бы взять их для «Копак Уча» - особого ритуала жертвоприношения детей.


Для ясности отмечу, что существуют свидетельства о практике расправ колонистов над бунтующими поселениями аборигенов. Конкистадоры вешали и сжигали взрослых; отрубали руки тем, кто могли держать оружие; убивали младенцев, разбивая их головы о стены... - на иллюстрации: гравюра де Брая о расправах испанских конкистадорах в Южной Америке


Да, но в те времена, подобное истребление являлось нормой практически среди всех цивилизаций (включая христианские) и, если учесть то, что на скелетах в захоронении Куэлапа не найдено ни одного следа от Европейского оружия, этот акт вероломства мог принадлежать кому угодно только не колонистам.

Дальше. Палеонтологи заметили одну странность: малое количество среди убитых девушек и женщин. Всего 14. На это следует обратить отдельное внимание. Если вы присмотритесь к моей схеме города, то заметите: у защищавшихся не было возможности ускользнуть. При внезапном нападении, все обитатели юга оказывались прижатыми к отвесной скале. Можно, конечно, допустить, что женщины, в силу обстоятельств, предпочли сброситься со стен Куэлапа, нежели достаться живыми врагу. С данной версией можно поспорить, так как никаких останков под скалой не найдено. Зная о том, что их ждет, дамы вполне могли и вступить в бой... Сомневаетесь? Чачапояс были знамениты своей воинственностью. В некоторых деревнях наиболее отдаленных мест до сих пор сохранился обычай «Тинку». В целом, это ритуальные брачные танцы, включающие кулачные бои как среди мужчин, так и среди женщин. Соперники выясняют отношения между собой, и победитель забирает «трофей» - невесту или... жениха. Может женщинам просто дали уйти? Хм, наличие убитых детей и младенцев (сколько среди них было девочек, нам не известно) указывает на то, что напавшие не планировали кого-либо отпускать или брать в плен. Людей, независимо от возраста и пола, убивали на месте и сразу. Так почему их так мало? Смею предположить, что у жрецов могли быть наложницы. Их-то, скорее всего, и отпустили, подвергнув нажитых с жрецами детей истреблению. Если это так, то данная группа женщин могла относиться к тем, кто напал на «Возвышение» ... Вы догадываетесь, куда я гну? Нет? Тогда обратимся к другому вопросу. 


Кто убийцы?

То, что «сцена» массового убийства осталась нетронутой, указывает нам на то, что резня не сопровождалась необходимостью отбить и занять данное место. Значит, роль убийц не принадлежала захватчикам. Наоборот, это было символическое уничтожение, намеренное, жестокое и продуманное. Место это «забыли» как нечто прокаженное и отверженное. В то же время, это было уникальное в своём роде захоронение. Странное, ужасное, массовое погребение тех, чьи предки начали строить этот удивительный город. Ничего подобного массовой резне в Куэлапе на сегодняшний день не обнаружено, ни в области Чачапояс, ни вокруг неё.

Так кем же были напавшие? Вот вам зацепочка: Главный Храм («Чернильница») имеется только в Куэлапе. Проще говоря, Главный Храм – единственное религиозное здание тех мест. А ведь, нам известно, что развитых городов у Чачапояс имелось приличное количество. И ни одного храма! Ваши гипотезы? Моя будет таковой: массовое убийство уничтожило некий культ, связанный с человеческими жертвоприношениями. После этого началось создание «Городов Мёртвых», а храму придали иные функции. Что я могу привести в доказательство сей теории?

Первое, само отсутствие подобных храмов и ритуалов по всему региону Чачапояс говорит о том, что культ был исключительно местным явлением, и не прижился в других центрах цивилизации.



Второе, следует ответить на вопрос: почему жители Куэлапа сохранили место убийства в качестве массового захоронения? Чтобы чтить память погибших? Но, как нам уже известно, жители Куэлапа полностью забыли об истории того, что всегда находилось перед их глазами. Может, оно являлось напоминанием тем, кто хорошо знал о назначении самого храма? Тем, кто принес эту традицию издалека и, как полагали жители Куэлапа, вполне могли заявиться снова? Подобный тип «наглядного предупреждения» хорошо известен в древние времена. Кем могли быть те нежеланные жрецы? Может теми, кто имел отношение и к созданию «Колодцев Жертв» в Мезоамерике? Кстати, Чичен-Ица («Рот колодца колдунов воды») появился у Майя в тот же период, что и Южная часть Куэлапа. И не спешите с фразой «но эти города отличаются по стилю! …». Да, я тоже там была и ничего «сходного» с Куэлапом не нашла. Но не следует забывать, что многие «пришедшие» религии, часто адаптируются к уже принятой в местах культуре и, только тогда, когда обретают над народом полную власть, принимаются за «искажение» его прежних форм. Разница в стилях может говорить лишь о том, что человеческие жертвоприношения появились тогда, когда традиции в данных центрах уже были основательными и радикально менять их не имело смысла. Даже римляне после захвата новых территорий предпочитали оставлять местные культы нетронутыми... а лишь "подкорректированными". А о том, что на территориях Чачапояс имелся свой культ, напоминают круги, составленные из крупных булыжников… Наподобие британского Стоунхенджа.

Вообще, примеров культурных метаморфоз можно найти в достаточном количестве по всему миру. Вот вам христианство: принеся новые идеи культа единого божества, оно по сути адаптировало уже существующие церемонии языческих предков, но не могло достигнуть единства в канонах архитектуры и иконописи в разных по языку и культуре народах вплоть до раннего средневековья.


Круглый дом кельтов (реплика) недалеко от Стоунхенджа, Британия

Но вернемся в Куэлап. Подведем итоги. Южная часть города была основана первыми поселенцами скалы. Они практиковали человеческие жертвоприношения, но не цикличного характера. Ритуалы посвящались важным событиям. Обращению к богам во время засухи, например. Последние исследования пока указывают на 5 в. н.э. Далее, на северной стороне, возникает иное «общество». Люди торговли и производства. Древние бизнесмены. Они также формируют военную верхушку. Ведь профессиональной армии не было, а богатеющий город и торговые караваны как-то надо защищать. Сейчас нам сложно понять, но в древности торговцы не только обменивали товары... но и ограбляли встречающихся по пути купцов. Так Куэлап начинает занимать положение посредника. Город растёт и приобретает центральное место. Он объединяет пути с прибрежных зон в Амазонию, и наоборот... Возникает необходимость укреплять входы в город, строятся внешние ворота и планируется создать туннель. Об эффективности защиты города говорит набирающее силу строительство в центральной части Куэлапа. Жители уже не боялись устраиваться прямо у входа... Чачапояс разрастается в империю, основывает новые города на притоках Мараньона, налаживает добычу металлов на новых территориях, совершенствует качество тканей, питания, красок, оружия... 


Вот тут-то и возникает две проблемы: первая – не всем нравиться контроль Куэлапа над торговыми путями. Могущественная цивилизация Вари, например, вряд ли была довольна тем, что её эмиссарам приходилось платить за выход в Амазонию.

Второе – увеличивающееся население. Оно стекается в город из близлежащих мест. Элиту составляют и заинтересованные стороны крупных кланов, верность которых к правителям Куэлапа вызывает сомнения. В данном случае, жрецы должны были как-то оказывать давление на массы. Религия и экономика – вот основные рычаги управления. Но с утверждением торгового и военного классов, очевидно, возникает конкуренция с духовенством. Жрецы получают приношения, правят ритуалы, приобретают наложниц, занимаются образованием населения, назначают праздники, изучают медицину и астрологию, всё знают и им поклоняются... Они занимают положение верховной власти. Но заниматься строительством, защитой, хранением, уходом... организовывать посевы, распределять зоны для выпаса скота, и покрывать непредвиденные издержки приходится «богатенькой буржуазии»? Знакомая картина, не правда ли?

И дело даже не в этом, а в том, что новая элита Северной части – это люди из провинций. Жрецы «Возвышения» – коренные, самые настоящие основатели Куэлапа... хотя постойте! Коренные ли?

Не кажется ли вам странным, что с покорением Инками Империи Чачапояс, её жители очень быстро забыли «родной язык»? До нас дошли лишь несколько названий мест... что же нам это напоминает? Может уничтоженные жрецы Куэлапа вовсе и не являлись «коренными» жителями?..


*Начало этой части статьи можно прочитать ЗДЕСЬ

Начало самой статьи ЗДЕСЬ


Продолжение следует.