top of page

Тамбо Мачай – тайна бессмертия

Прежде чем продолжить разговор о знаменитом Оянтатамбо, мне бы хотелось сделать небольшое отступление и провести вас к другому месту, которое, на мой взгляд, поможет нам в расследовании тайны храма над городом клана Юпанки. Сегодня мы познакомимся с Тамбомачай. Зачем? В нём заключено такое количества разных стилей в укладке камня, что при первом же взгляде на него естественно возникает вопрос: а не был ли он своеобразным «местом постоянной перестройки» от древних цивилизаций до Инков?



Тамбомачай называют «Банями Инков». Дословный перевод «Тамбу Мачай» может звучать так: «Дом Отдыха» или «Место Пещер». Да, да... слова «Тамбу» и «Мачай» можно перевести в двух значениях, но, скажу вам по секрету, они имеют одно и то же происхождение. Дело в том, что древние считали своих предков богами... появившихся в нашем мире через туннель или пещеру. Ну а как рождение, так и смерть, во многих культурах считалось явлением круговым. От куда человек вышел, туда и ушёл. То бишь, умирать Инки удалялись в пещеру. На вечный отдых. Оттого и «Мачай» может указывать как на пещеру, так и на отдых. Надо заметить, что идея «перехода» из мира физического в мир духовный посредством пещер далеко не нова. Проще говоря, «отдых» - «пещеры» - «смерть», являлись частью одного ритуала погружения в потустороннее. Причём, вода в данном контексте – главный компонент физической жизни и её метафизического течения. А это никак нельзя замкнуть в рамках исключительно гигиенических процедур, ради которых Инки совершали довольно долгое путешествие из своей столицы в данные места. Напомню, они шли пешком более семи километров. Ну не для омовения же ног! Ещё один интересный факт: отсутствие в Тамбомачай строений для жилья. Странность состоит в том, что составляющее слово «Тамбо» или «Тумбэ» значит не просто «место», но и «гостиница» или «склад». Но ничего подобного жилищу или хранению запасов до сих пор на месте храма не обнаружено. Разве что пещеры...


Пока всё ясно? Теперь вернёмся к бессмертию. Нет, я ничего не перепутала. Именно, к бессмертию! Так называется главный источник комплекса Тамбомачай. «Родник Бессмертия». Помню, когда мы впервые подошли к его стенам, наш гид имел неосторожность выдать группе туристов это название. В следующий момент, вся толпа буквально ломанулось к источнику! Пить воду, фотографировать... умываться... Воистину, туристы – самый дикий народ в мире независимо ни от времени, ни от культуры!

Немного о комплексе. Если вы возьметесь искать его описание в интернет-поисковиках, то обнаружите фотографии всем известной «лицевой» части Тамбомачай. Она «вырезана» в скале. Великолепная кладка стен в стиле Саксавамана*, странные арки, напоминающие загадочные древние «Врата Богов»** и многоярусное, многоуровневое сочетание стен. Четыре арки одной из верхних террас выложены из неровных по форме камней, но настолько отполированных, что образуют форму равнобедренных трапеций. По пути замечу, что подобная геометрия окон и дверей была очень популярна в Древнем Египте...


Второй ярус – сплошная стена в которой проложены ступеньки на верхний ярус. Вот последние уровни служат своеобразным подножьями источников, причём, два нижних, образовывают «Родник Бессмертия» над ними. Здесь я должна сделать небольшое отступление. Вглядитесь в кладку стен. Такое впечатление, что два верхних яруса сделаны весьма искусно, а нижние – небрежно. Почему? В древнем мире, ко всему всё что имело сакральное значение, уделялось наиболее пристальное внимание. Каждая деталь имела смысл, а посему, камни тщательно подбирались, обрабатывались и устанавливались на местах. О чём это я? Да о том, что сами источники воды, изначально не имели особого статуса и, либо были созданы намного позднее, либо постоянно ремонтировалась, что опять же подтверждает их позднее происхождение и невысокое значение в самом комплексе. Ведь если бы храм был установлен ради них, то сама гидравлика была бы продуманна с самого начала и не требовала бы переделок. Для, примера, гляньте на великолепный «Рудник Принцессы» в комплексе «бань» Оянтатамбо. Архитектура рудника была настолько скрупулёзно продумана и выверена, что до сих пор не нуждается в реставрации. Его местоположение, высота и арка были устроены так, чтобы первый луч восходящего солнца падал на источник. Это ознаменовывало очищение. Таким образом члены клана Юпанки в Оянтатамбо, а позднее сами Инки, опуская ноги в воду источника, очищали не тело, но душу. Таким образом, с самого начала, рудник был построен с определённой целью. Иное дело в Тамбомачай. Его источники не имеют «привязки» ни к солнцу, ни к сторонам света, будто они были созданы за долго до того, как Инки решили прибавить их к сакральному значению всего храма…



Так что же это за «бессмертие» такое? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, я позволю себе отвлечь ваше внимание от вида храма и.... развернуться на 180 градусов. Верно! Практически никто, даже гиды, не обращают внимание туристов на узкую полосу горного хребта, прямо перед комплексом и на странное сооружение в виде башни. Возвышение подобно рампе возникает из-под подножья храма и поднимается вверх на высоту более двухсот метров. К её пику ведёт тщательно выбитая дорога постоянной ширины заканчиваясь небольшой, метра два в диаметре, площадкой-башней. С неё очень хорошо просматриваются не только стены храма, но и дорога к нему. Когда я спросила нашего друга, шамана, о том «обрыве» он посоветовал нам дождаться часа, когда солнце начнёт опускаться. И представьте себе! Если встать так, чтобы дорога располагалась ровно позади вас, то солнце, заходя, будет точно за вашей спиной... а восходя, будет светить вам в лицо! - Ну а бессмертие здесь при чём?! – не выдержала я. Шаман вздохнул. - Если вы отравитесь... – начал он, - где-нибудь в гостях... то, в следующее посещение, примете ли вы от хозяев пищу снова? - Наверное, нет... - Вот это и есть ОНО. Первое было отравлением, но второе – всего лишь страх быть отравленным снова. - Ну, да... и? - Бессмертие у древних относилось к здоровью разума, к покорению страха… Вот как?! Оказывается, отношение к «противостоянию» человеческого духа и страха не было придумано христианскими монахами. Тамбомачай изначально существовал как место отшельничества для духовного «лечения», а вернее для медитации в одиночестве, для самосознания и очищения. Инки, будучи правителями очень обширных территорий, нуждались в ритуалах особого вида и не преминули «освоить» древний ритуал. Не для принесения жертв, не для демонстрации своего величия великолепными шествиями, а для укрепления собственной воли. Личной. Они восходили на гору, перед «Рудником Бессмертия» и оставались на ней на многие дни. Чтобы не нарушать тишину и уединённость «отшельника», служители храма использовали старый приём для передачи информации о прошедшем времени и переходе на следующий этап ритуала. Вполне возможно, они выставляли в «окнах», соответствующие знаки, которые легко просматриваются с высоты обрыва. В «дверях» же располагались мумии предков самого «затворника». Для духовного воссоединения с мудростью прошлых веков. Но никто не нарушал покой отшельника до тех пор, пока тот сам не спускался с горы... К чему я тут пытаюсь вас подвести, дорогие мои читатели? К тому, что древние не были «тупыми варварами» как многие тут заявляют. В отличии о нас, высокоинтеллектуальных современных людей, которые тратят свободное время на просмотр телешоу и ловлю покемонов, «дикари», не знающие колеса и металлов, изучали себя, наблюдая мир как живую часть великой Вселенной. Они нашли способ изменять форму колоссальных монолитов потому, что камень для них был живой сущностью той самой Вселенной. Они видели сакральный смысл в луче солнца, отражающегося от поверхности воды, в «рисунках» гор, создаваемых тенями… Они буквально переворачивали мир немыслимыми усилиями и сверхчеловеческим трудом! Задумайтесь над этим.


Продолжение следует.

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page