Найти меня в Фейсбуке [Facebook]:

Личная страничка

  • Facebook - White Circle

Серия "Пока демоны спят"

  • Facebook - White Circle

Сокровенное о Перу

  • Facebook - White Circle

Найти меня В контакте [VK]:

Личная страничка

  • Vkontakte - White Circle

©2019 by Natalie Vargas

  • YouTube
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon

Танцующие духи или… "Дьявольщина"!


Вступление.



Для начала, мне бы хотелось сделать несколько упоминаний.

Первое. С приходом христианства все духи и боги древних цивилизаций Перу приобрели статус демонов без права на апелляцию.

Второе. В период колонизации Америки, Европа достигла своего апогея (как на зло!) в реакции на бедствия войн и чумы. В свет входило новое видение духовного мира под названием «Лемегетон». Суть его такова - это собрание сочинений с описанием магических ритуалов для вызова определенных демонов, 72х если быть точнее. Это собрание повлияло на христианский мир довольно однобоко, оно убедило людей в том, что демоны исключительно злые духи и что ими надо либо насильно повелевать, как дикими животными, либо изгонять, причем не останавливаясь перед убийством тех, кто с демонами "совокупился". В доказательство правоты данной точки зрения приводилась история строительства храма царем Соломоном. Запугивание же злом "извне" не нуждалось в сильных потугах церкви, так как Европа и так была на краю религиозной декомпрессии…


Для Перу это вылилось в потерю древней культуры в её первозданном виде, то бишь все поверия и предания дошли до нас в довольно изувеченном виде.

И последнее. Инки боролись с сопротивлением захваченных территорий "Вавилонским способом". Они переселяли народы, коим приходилось ассимилироваться, приходя к "затуханию" независимости культуры естественным образом. В связи с этим, после падения империи Инков, затухло всё… вымерло и было забыто.


долина Вакабамба, место силы и место поломничества шаманов

Часть 1. Ритуалы Вари



Пожалуй одна из самых загадочных сторон древних Перуанских культов были "Ритуалы Вари". Место рождения - озеро Титикака, культура народов Уру. Они восходят ко второму тысячелетию до нашей эры. И не столько ритуалы, сколько сам взгляд на "зло" и "добро" духовного мира. Но давайте по порядку.



"Вари" значит "Дух" или "Душа" во множественном числе. В представлении Уру, Вари - это духи, спящие в драгоценных камнях, глубоко в горах. Изначально они символизировали природные стихии и катаклизмы, включающие, разрушение, болезни, лед, холод… Что это значит? Нет, не злых духов. Вари как наказывали болезнями, так их и врачевали. Не надо забывать о том, например, что шахты насыщенные кварцевой солью лечат астму и пневмонию. Я уж не говорю о самих драгоценных камнях. Вспомните величайшего коллекционера "горных богатств" Ивана Грозного. Его литотерапия до сих пор считается весьма удачной комбинацией лечения природными биополем и энергией.

Олицетворением Вари были змея, лягушка и муравей. Благодаря столь темному месту жительства, как пещеры, шахты и ущелья, Вари стали патронами рабочих каменоломен, особенно добытчиков драгоценных камней. Для спящих духов отводились специальные пещеры в которых устанавливали раскрашенную статуэтку Духа Вари. Но единственные кто мог с ними "говорить" были дети или девственницы. Почему? Во-первых, ценилась их физическая чистота, открытость. Во-вторых… Чтобы ответить на второй вопрос, следует затронуть внешний вид статуэток Вари: козлоподобное существо, с длинным хвостом, непомерно большими рогами и… фаллосом. Вари считались покровителями плодовитости и защиты детей. Очевидно, только чистые представители человечества воспринимали образ Вари исключительно как природную энергию.

С приходом христианства, столь жестко делящим "места жительства" духовного мира, Вари спящие в камнях превратились в обитателей подземелья - Ада - в демонов. Им предали черты дьявола, а испанцы усиленно принялись очернять их образ. Но, как это ни странно, их усилия привели к довольно забавному синкретизму: девственницы вошли в роль Девы Марии, а Вари… идущих за ней демонов. Нечто вроде слияние ролей с небольшими поправками сценария. Как ни пытались христианские посланцы убедить Уру в том, что нехорошо поклоняться демонам (да еще спящим!), те лишь приспосабливали свои взгляды на духовный мир к "новым богам" оставив нетронутым основное ядро древних поверий: существуют природные энергии, способные влиять на человека, на его здоровье и даже судьбу…

Итак, что из себя представляют "Ритуалы Вари"?... Танцы. Как и в древних культурах Европы, танцы считались наиболее чистым воплощением энергии. Движение, всплески эмоций, живительная музыка! Первая часть ритуала осталась живой в "Карнавале Оруро" под названием "Дьявольщина", в Боливии... Главная задача - не останавливаться по дороге к демонам-Вари. Участники должны находится в движении, передавать энергию зрителя… и это удается благодаря музыке! Именно так тысячелетиями назад древние жители Анд шли к своим духам-патронам. Впереди молодые девушки, позади - демоны… Думаю, так выглядели шествия древнего Египта и Греции… но увы, до нас их красота перевоплощения не дошла. Однако, к нашему величайшему облегчению, ЮНЕСКО взяло под защиту это великолепное шествие!


В конце этой статьи, вы можете посмотреть фильм о этом шествии



Часть 2. Галас - танец ножниц.



Когда христианские миссионеры впервые увидели танцующих Галас атипанакью они тут же окрестили их "Детьми Дьявола", а их невероятное искусство движения - "Танцы с Дьяволом". Что же плохого увидели они в том, что ныне объявлено ЮНЕСКО "Великим культурным наследием человечества"?



Во-первых, кто такие "Атипанакью"? Изначально они являлись классом шаманов, назначением коих было… хм, как бы это правильно выразиться… вселить в себя духов. Нет, нет… они не напивались до апофигитества и не бились в экстазе, завывая на луну… Это вы американского кина́ насмотрелись - невнятное мычание, взгляд исподлобья, злобно-монотонные удары в обтянутый человеческой кожей бубен… Впрочем, Голливуд не виноват в создании подобных страшилок. Это христианские миссионеры, еще не оправившись от костров инквизиции, создали вокруг аборигенов Южной Америки кровавые церемонии и бессердечные ритуалы затем, чтобы без упреков о насилии со стороны последователей Христа, заставить "заблудившихся" проникнуться любовью к Творцу…

Но как Атипанакью вселяли в себя духов? Они танцевали. И как танцевали?! Здесь я сделаю отступление: как человек занимающийся боевыми искусствами почти сорок лет и, что наиболее важно в данном контексте, фехтованием, я совершенно определенно могу сказать, что искусству коим они владеют могут позавидовать самые именитые танцоры и мастера шпажного боя! Сила ног, филигранная техника и артистизм тысячелетий! Каждый элемент танца имеет своё имя и значение, которое создают сами атипанакью.

Атипанакью значит "хозяин духа". Они, после праздничного шествия (см. первую часть статьи), шли в горы, чтобы там отдать себя ритуалу… В их руках ножницы коими они "играют" по пути в горы. Помните трех древнегреческих богинь-сестер кои вили судьбы людей в нити и пресекали жизнь разрезая их? Примерно подобное значение имеют звон и лязг больших ножниц атипанакью. Они играют с судьбой, демонстрируя смелость и пренебрежение к боли и смерти. Но не из высокомерия. Шаманы Перу считают, что призываемые духи могут явиться только к тем, кто полностью отдает себя ритуалу, не думает о последствиях и не мучается сомнениями и страхом…

В горах группа атипанакью присаживается в круг и раскладывают на коже из ламы различные травы, амулеты и снадобья - элементы порожденные Землей и Природой. Состав, количество и порядок определяется ими в зависимости от места и назначения. Так, например, семена были созданы Землей, чтобы Смерть, считая их и сбиваясь со счета, начинала считать снова, позволяя жизни продолжаться. В связи с этим, сверху на семена насыпают землю, принесенную с недавнего захоронения. Но главные элементы - камни и металлы гор - амулеты - в них должны жить духи (демоны). Далее, ведущий шаман набрасывает на участников нить. Он обматывает нитью каждого, не прерывая её, словно паутиной. Делает он это весьма энергично и даже весело, приподнятым голосом произнося вслух заклинания. Ни вам злобного завывания, ни рычания, ни струй крови… Концы нити опускаются в собранные элементы Земли и Природы. С молитвами ведущий шаман "очищает" остальных веником сделанным из руты. Потом срезает со спутников нити, сворачивает все приношения в кожу ламы и сжигает в ритуальном сосуде. Пепел разбрасывается по сторонам танцующими атипанакью под звуки арф. Смысл танца - показать свою энергию и задорность духам, кои должны их привлечь. Чтобы доказать свою готовность принять духов, атипанакью "отказываются от тела" тем, что катаются к пучках кактуса, протыкают губы крючьями и пр… а потом еще и били друг друга плетьми. При всём при этом ведущий шаман курит сигары, которые изначально употреблялись исключительно в ритуалах. Представьте, что думали о подобных церемониях бедные служители ордена Св. Бенедикта? "Чертовы язычники!" думали они… после чего распространили по Европе табак и наркотики без всякого понимания их ритуального назначения.

В заключение этой части добавлю: 1. Мастерство тренировки и техники атипанакью передаются из поколения в поколение, но только через внуков. 2. Одна шляпа костюма танцующих весит 5-7 кг. 3. Галас - это танец ног, а правая рука должна "подыгрывать" мелодии ударами ножниц. Почему ноги? Помните, в первой части я упоминала внешний вид духов? Ага, козлиные ноги…

В целом Галас - это атлетическое упражнение с большим количеством перемены положений, скачков и таких трюков, что современная молодежь Перу включила его в соревнования как вид национального спорта…


В конце статьи вы можете найти видео из передачи о об этом интересном танце.



Часть 3. Поздравляю, вас выпороли!..



"… иные танцуют в масках и зовут себя Гаконэс и маски их и жесты - истинное воплощение демонов". Акоста, 1590 год


Ну вот и пришла пора раскрыть мой секрет. Вернее ответить на вопрос "Почему это меня интересует культура страны, которая ну никаким местом не схожа с российской, с нашей великой, многоликой и, безусловно, самой уникальной… "? Думаю, каждый, хоть раз в своей жизни, совершенно серьезно полагал, что все Европейские культуры, а именно ритуалы, существенно отличаются от церемониальных действий "Нового Света" и если в них и есть нечто схожее, то только потому, что все они были завезены в Америку конкистадорами и ассимилированы "окультуренными" народами… Смею вас разочаровать. То, что я опишу в этой статье покажется вам ну очень знакомым… однако, было открыто испанцами в 16м веке во время крещения ими "диких туземцев" современного Перу. Ритуал, которому посвящена эта статья, насчитывает по крайней мере 1500 лет, судя по археологическим находкам. Однако, не следует забывать, что испанцы прилагали все возможные усилия для уничтожения "демонических" ритуалов Нового Света, а посему утверждать истинный возраст "танцев с демонами" лишь опираясь на материальные свидетельства дело неблагодарное.

Начну с личного воспоминания. Около 10ти лет назад, когда мы с мужем жили в Перу, решили как то с его друзьями сорваться с места и на джипах рвануть в джунгли. На Новый Год… Здорово всё было, пока мы не оказались в деревне под названием "Ангелы" (Лос Анжелес). Население, судя по информационной дощечке прибитой к столбу, 27 человек. Эту традицию установили еще древние Инки - они пересчитывали население своей страны ежегодно и… увековечивали свои результаты на таких вот дощечках. Испанцы, несмотря на то, что боролись с дикостью местных правителей, оставили недоразвитый порядок аборигенов нетронутым, но все же переименовали все населенные пункты… "Нет, не все" - перебил ход моих рассуждений один из наших спутников и на моё немое удивление пояснил. - "Когда конкистадоры шли через джунгли, они встречали странные шествия, похожие на сходку ведьм. Бедняжки очень пугались, вызывали инквизиторов и после чистки деревень и городов, давали им новые "святые" имена."… "Сходка ведьм?" - спрашиваю я… Но ответ на мой вопрос уже ждал меня в следующем селении.



Итак, представьте себя стоящим (-щей) на пыльной улице "Дикого Запада"… ширина метров двадцать… Все жители жмутся к стенам своих домов-мазанок. А по центру… ах, что по центру! Шествуют "Бабки-Ёжки"! Люди в деревянных уродливых, с длинными носами и вывернутыми зубами, масках. Они даже не идут, а подскакивают, вертясь и размахивая руками, пританцовывая под ритмические удары бубна. Сам ритм, сопровождаемый музыкой тромбонов и арф, гипнотизирует. Но присмотритесь к одежде ряженых! На ногах онучи, холстинные рубашки до колен, кнуты в руках… Они идут в два ряда, а между ними, в центре, волоча ногами тащится самое убогое безобразие всего шествия. Согнутая в три погибели фигура в еще более мерзкой маске с вытаращенными глазами и в фартуке мясника. При чем сорт дерева, из которого вырезаны маски мне хорошо знаком - это мойе, лечебные свойства которой исключительны в лечении ревматизма… Что за намек?! Но вдруг, группа "Бабок" выхватывает из толпы человека, кладут его брюхом на спину самой высокой из них и… представьте себе, то безобразие, что ковыляло в центре, с лихвой начинает пороть несчастного кнутом. Удары весьма ощутимы, это видно по тому, как барахтается подвешенный человек. Но его крепко держит за руки носастая маска и никто, представьте, никто не пытается помочь жертве дьявольского шествия! Кое что вспоминается? Ага! Так в царской России наказывали за преступления против власти… Вы только представьте себе это убогое зрелище! Помню, когда тот центральный персонаж послал мне воздушный поцелуй, мои ноги чуть не подкосились…

Какому же ритуалу я посвящаю свою статью? "Гакон" или "Валькон". Корни его лежат в древних космогонических верованиях андийцев (название жителей Андийских гор до нас дошло в несколько исковерканном виде - "индейцы" - которое никакого отношение к Индии не имеет. Примечание автора). Длинный нос маски являет собой своеобразный гибрид птицы и человека - типичное воплощение единства демонических начал и шаманов.


Но "Бабки Ёжки" в отличии от тех, к коим мы привыкли относиться весьма подозрительно и даже боязливо, в ритуалах Гакон относятся к тем демонам, которые в нашей европейской культуре остались лишь в Библии - посланники высших сил призванные наказывать греховность людей. Именно так: не боги, а демоны изначально выполняли эту печальную и торжественную роль, причём они не отождествились со злом, но скорее, с освобождением от тяготившего греха. Их назначение - восстановление справедливости и моральности… соответственно взглядам данного народа, разумеется. Во время церемоний Гакон, с 1 по 3 января, люди в масках могут выпороть даже мэра города или еще более высокопоставленное лицо… и те будут счастливы. Почему? Видите ли, древние андийцы, впрочем как и их потомки, считали что наказание от руки "танцующих демонов" - это лучшее искупление и с радостью выстраивались вдоль стен во время подобных шествий. М-да, их мир перевернут вверх ногами по отношению к нашему что, в то же время, очень сильно напоминает мне… его зеркальное отражение.



"Дьявольщина" в исполнении Franernidad Diablada Eucaliptus (Боливия)




Танец Галас (из ТВ передачи на испанском языке):



Шествие Гакон (из передачи о традициях Гакона на испанском языке):