"Чёрное Чтиво" - история повторяется?

Несмотря на то, что моя статья посвящена событиям XVI века, она не касается чернокнижья. Хотя, в данной истории, можно усмотреть некое колдовство. Чёрное, мстительное, мрачное и невежественное. И причина появления этой статьи вовсе не в моих оккультных увлечениях, а в том, что, наблюдая за современной действительностью последних лет, я начинаю видеть то самое «Черное Чтиво». Будто возрождается оно... а может, никогда не умирало? Нет, я не о магии говорю... Но скоро вы сами всё поймете.

«Корень зла». Начало XVI века. Антильские острова*.

В 1502 году семья Севилльского торговца де лас Касас получила в личное пользование земли в одной из провинций Доминиканской республики (в те времена - Испаньола). Следует отметить, что семья де лас Касас происходила из беженцев, покинувших территорию Франции во время чумы. Но в Испании к ним относились не очень ласково. Посему, они двинулись в Новый Свет. В Америку. Вместе со всеми бегущими от преследования должниками, бунтарями и преступниками. Здесь, на обширных землях, де лас Касас превратились в зажиточных рабовладельцев. О нет, «рабовладельцами» они не назывались! То была система колонизации - «энкомьенда», знакомая испанцам ещё с древнеримских времен. Заключалось она в том, что всё местное население вручалось колонизаторам в качестве «помощи». Аборигены платили им дань с каждой семьи. Более того, мужчины работали на полях, а женщины прислуживали в домах... зачастую в качестве наложниц. Крепостное право в Российской империи выглядело примерно также, правда к колонизации никакого отношения уже не имело...



Но вернемся к нашим торговцам. Бартоломэ, 18-ти летний сын де лас Касас, занялся не только работорговлей, но и участием в печально известных испанских рейдах против местного населения, «таи но», которое фактически исчезло уже к середине XVI века. Но это ничуть не смущало колонистов, до тех пор, пока в 1510 году на землю Испаньолы пришли представители Доминиканского ордена. Во главе миссии стоял знаменитый инквизитор Педро де Кордоба. Знаю, знаю, дорогие читатели, что вы уже чувствуете как... Но я разочарую вас! То, как нам рисуют инквизицию, увы, не совсем соответствует действительности. Кордоба, увидев истребление язычников вместо их обращения в доброе христианство, лишил колонистов права исповедания. Отмечу, что именно доминиканские монахи впервые обвинили конкистадоров в геноциде! Возмущенное сообщество работорговцев изгнало доминиканцев со своих островов и избрало собственных священников. Среди них и объявился Бартоломэ... По началу, молодой человек благословляет испанских конкистадоров на великие дела. То бишь, на освобождение от варварства и язычества земель Нового Света. Так, в 1513 он отправился в путешествие в составе знаменитой экспедиции Диего Веласкеса на Кубу. Это буквально открыло ему глаза! После увиденных расправ, Бартоломэ вступается за права индейцев. Правда не так, как мы с вами привыкли понимать подобные вещи. Он просто порекомендовал оставить индейцев в покое, а вместо них... закупать рабов из Африки! Предложение было моментально принято на вооружение, и мы знаем во что это вылилось. Несколько раз Бартоломэ пытался основать поселения, исходя из собственного понимания идеальной коммуны. Он продвигал законы, защищающие права местных народов. Но его не понимали. Ни испанцы, ни индейцы. Первые третировали его, а последние умудрились устроить кровавую резню в его же поселении сразу, как только священник отправился в столицу Испаньолы, чтобы пожаловаться на продолжающуюся работорговлю колонистов... Но это уже другая история. Мы же обратим внимание на то, что было сделано священником по его возвращении домой. В Испанию. Там, в 1540х годах, он взялся за спасение душ тех правоверных католиков, которые, будучи колонистами, потеряли христову любовь к человечеству. Для этого он применил обычное в те времена преувеличение. То есть он описал преступления испанцев на Антильских островах в самых ярких красках! Цель – впечатлить наиболее влиятельные круги Испании и протолкнуть законы, включающие и запрет на обращение в рабство индейцев. Это было апологическое произведение, видящее исключительно одну сторону медали - страдающих индейцев. Понятно, что им руководили благородные намерения. Это очень похвально. Но не ими ли выстилается дорога в ад?! Беда в том, что Бартоломэ представил ситуацию очень однобоко. Он считал индейцев «благородными» и «жертвами». Напомню, в те времена общество разделялось на тех, кто должен был ковыряться в земле, и на тех, кто получал образование. Последние-то и были благородными, то бишь, дворянами, а ковыряющихся в земле никому даже в голову не приходило называть «жертвами». По крайней мере в Европе. Здесь, Бартоломэ исходил из того, что индейцы не умели работать. Да, да... именно неспособность аборигенов быть крестьянами, заставила священика-работорговца думать о иных возможностях искать рабсилу. А заставлять индейцев работать так, как было принято в Европе (битьём и казнями) не имело смысла! Но эта точка зрения повлекла естественные контраргументы тех, кто видел иную сторону той же медали. В конце концов, ожидаемых результатов его публикации не принесли. Я имею ввиду в отношении принятия предложенных законов. Сам Бартоломэ де лас Касас вошел в историю как гуманист, основатель идеи прав человека, защитник индейцев и... отец чернокожего рабства. Но его красочные истории начали своё собственное и независимое шествие....

«Страх и ненависть – новые традиции». Середина XVI века. Европа, Нидерландская революция.

Случилось так, что католикам не понравились протестанты. Или протестантам - католики... Ну бывает, Бога не поделили. Но мало того, что религиозные несогласия унижали Ватикан. Тут ещё (под шумок) и светские круги некоторых стран начали отделяться от крупных монаршеств. Так, Нидерланды (будучи вассалами) резко выразили своё «фи» собственному сеньору - королю Испании. В принципе было за что, но это тоже другая история. Конечно, всё было сделано как-то не подумавши и первый же конфликт между Испанской империей и Нидерландами разразился долгой войной почти в столетие. Здесь, ради вас, дорогие читатели, я сделаю небольшое отступление. Дело в том, что в те времена воевали не за страну, а за короля. То бишь, если Нидерланды, которые на законном основании принадлежали королю Испании, поднимали восстание, то данное действие рассматривалось не как борьба за независимость, но как отвержение самого Бога! То бишь, их законного короля. Это значило, что виновники бунта наказывались также, как и преступники... И ещё один ньюансик. Профессиональные армии хоть уже формировались, но основная их часть состояла из наемников. В чём разница? Королевской армии выплачивалась твердая «зарплата». Наемная армия, в большей степени, кормилась за счет грабежа захваченных ею городов. При чём, это не касалось вражеской стороны! Так, германские наемники, помогавшие новому королю Англии Иакову Второму подавить восставшее против него население, разоряли все провинции королевства так, словно воевали с чуждой королю страной... Но вернемся к войне между Испанией и Нидерландами. История весьма противоречивая и трагическая. По сути, это была религиозная межконфессиональная война за которой прятались представители торговых компаний и мануфактур. Для них это была борьба за собственные привилегии и устранение конкуренции... В это время, на Британских островах укреплялась королева Елизавета. И мало того, что она фактически отняла законные претензии Испании на подчинение Англии, так она ещё и вернула в страну ненавистный Испании протестантизм и благословила британских пиратов на ограбление испанских бригантин! Елизавета принялась помогать и Нидерландам, что очень не понравилось королю Филипу. А тут ещё и Ришелье (Франция) запустил свои щупальца в политический узел страстей... Короче, армия испанского короля, как, впрочем, и любая другая наемная армия того времени, принялась топить в крови проклятых бунтарей. Вот тут-то и получила своё начало наша история... Вернее, она нашла своего создателя!

«Великий фантазер».

Чтобы вдохновить граждан бунтующих провинций Нидерландов (а тогда это были приличные территории и удобные порты) рождающейся буржуазии нужен был устрашающий фактор. Следовало показать берущему в руки оружие народу «истинный» образ врага... в лице Испании. Наглядно и бескомпромиссно! Эта миссия выпала на уроженца протестантского города Лиж (совр. Бельгия), Теодору де Брай. Гравер и ювелир, вынужденный из-за войны скитаться по Франции, Германии и Англии, наткнулся на труды нашего Бартоломэ де лас Касас. Сам великий гуманист к тому времени уже умер, но преувеличенный и приукрашенный текст о его испанских коллегах-работорговцах впечатлил художника! И он начал создавать свои воистину нетленные гравюры о зверствах испанцев в Америке. Сам де Брай никогда там не был. Его рисунки страдают полным отсутствием этнического и исторического реализма. Но зачем они нужны, когда только жуткие образы могли убедить сомневающихся обывателей в необходимости защищать интересы нового правящего класса - буржуазии? Изуверства, убийства, пытки, и насилие... Понятно, что фантазия и талант де Брая увеличили химеру испанского варварства до масштабов немыслимого кошмара!..


Гравюры, на которые до сих пор ориентируются даже ученые историки...

Это искусство мифотворчества, легко запоминающееся и весьма убедительное, и вошло в историю под названием «La Leyenda Negra» - «Чёрное Чтиво» или «Чёрная (Запретная) Легенда» ... Почему? Потому что, оно вошло в культуру политиков как метод влияния через страх и ненависть к тому, чей образ создан на основе исключительно порочащих фактов. И не более. Можно ли судить о целом народе, исходя из истории о том, как несколько сбежавших уголовников вырезали местную семью на далеких территориях? Можно ли серьезно рассуждать об уровне науки страны, лишь на основании того, что сказал неграмотный и невежественный «колхозник» в каком-нибудь деревенском захолустье об устройстве самогонного аппарата? Увы, можно и даже вполне уверенно! Уже в 18 веке, Эммануэль Кант, который НИКОГДА не был в Испании (!!!) так описывал его жителей: «... испанцы не путешествуют, а посему они не в состоянии понимать культуры других народов... они на сотни лет отстают от достижений науки... они не принимают реформы в любой их форме... они так же романтичны, как и их (ужасная) коррида... они жестоки, как их представления на ауто-да-фе...». В начале 20го века, одна из лучших книг о пиратах, «Одиссея капитана Блада», отзывается об испанцах не иначе как о подлых изуверах. Писателю Сабатини достаточно было создать из Блада охотника на ненавистных испанцев, чтобы тот стал самым знаменитым героем приключенческого романа...

Напоминает ли это нам современность? Может мы назовём это иначе... «Фальшивые новости», например, или «троллинг». Но от изменения числительных сумма не меняется. Нами постоянно манипулируют те, кому мы нужны лишь в качестве «общественного мнения». Зачем? Чтобы сшибать нас же против друг друга лбами... укрепляясь в осознании того, что правы мы, а не они... мерзавцы и негодяи... Сделают ли эти страх и ненависть нас самих лучше, здоровее и счастливее? Вряд ли! Но, как и в старые времена, мы с замирающим сердцем читаем, смотрим на фотки и прокручиваем видео мрачной фантазии, созданной для нас, порядочных, но во многом наивных обывателей, готовых подключиться к очередной святой войне против «проклятых и ненавистных изуверов» ...

В заключение, я приведу горькие слова журналиста Хулиана Гудериаса (конец 19 века) о «Черном Чтиве»: «Атмосфера, созданная на основе фантастических историй о нашей родине, которые разошлись по всему свету с гротескным описанием испанцев ... отвергла всё прекрасное, что было создано нашей культурой и искусством....»

Найти меня в Фейсбуке [Facebook]:

Личная страничка

  • Facebook - White Circle

Серия "Пока демоны спят"

  • Facebook - White Circle

Сокровенное о Перу

  • Facebook - White Circle

Найти меня В контакте [VK]:

Личная страничка

  • Vkontakte - White Circle

©2019 by Natalie Vargas

  • YouTube
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon